Если в предыдущие годы транзит, львиную долю которого составляют российские грузы, планомерно снижался, то в начале 2016 года он просто обрушился. По данным УЗ, в январе падение достигло 54%. В сложившейся ситуации подушкой для менее больного падения может стать только очень гибкая тарифная политика и создание новых альтернативных маршрутов. Один из них – так называемый новый шелковый путь по транс каспийскому коридору Украина уже тестирует. Другой – перевозка навалочных грузов из черноморских портов в страны Центрально-Восточной Европы пока находится лишь на стадии идеи. Мы попросили заместителя министра инфраструктуры Николая Снитко рассказать, что МИУ и УЗ делают для того, чтобы уменьшить снижение транзитного грузопотока на железной дороге и в портах. 

Читайте также Альтернатива России: на какие новые транзитные грузы может рассчитывать Украина

Возможна ли альтернатива российскому транзиту?

75% украинского транзита зарождалось в Российской Федерации и задача найти альтернативу этому потоку достаточно амбициозна. Тем не менее, с целью предотвращения дальнейшего падения транзитных перевозок необходимо сконцентрировать усилия на поиски альтернативных грузоотправителей и увеличение грузопотоков из стран Европы, Беларуси и стран Балтии, в т.ч. с участием проекта "Новый Шелковый путь". 

Имеет ли перспективы маршрут "Украинские порты Черного моря - западная граница", какими могут быть грузы на этом маршруте?

В условиях неконструктивной политики России касательно введения санкций, этот маршрут, безусловно, имеет перспективу. Это преимущественно, массовые грузы уголь, руда, стройматериалы. 

Работает ли УЗ с европейскими партнерами и предлагает ли альтернативный канал поставок через черноморские порты (например, по углю/ ЖРС)?

"Укрзализныцей" на сегодняшний день заключены соглашения сотрудничества по организации перевозок через государственную границу с 20 европейскими перевозчиками. Начиная с осени 2015 года, руководством Мининфраструктуры и УЗ проводились встречи на уровне министерств, железнодорожных администраций и перевозчиками в Польше, Венгрии, Словакии и Австрии, на которых активно презентовался и обсуждался альтернативный маршрут перевозок через черноморские порты в направлении Азии и Китая, а также и Турции.

Кроме того, в 2016 году запланировано проведение пограничных комиссий и совещаний по согласованию объемов перевозок грузов, на которых также будет проведена работа по информированию европейских перевозчиков и грузоотправителей о возможности осуществлять перевозки в Азию через порты Украины. 

"В условиях неконструктивной политики России касательно введения санкций, маршрут "порты-западная граница", безусловно, имеет перспективу".

По восточному пути УЗ были предоставлены 60% скидки на тариф. Когда будет понятен тариф и заявлен для грузоотправителей по маршруту "порты – западная граница"?

В тарифной политике на 2016 фрахтовый год с целью привлечения грузопотоков "Укрзализныцей" установлены ставки на перевозки контейнеров в составе контейнерного поезда по маршруту Ильичевск-Паромная – западные европейские погранпереходы, уровень которых до 60% ниже в сравнении с 2015 годом.

14 января текущего года на международной встрече руководителей железных дорог Украины,  Грузии, Азербайджана и Казахстана была согласована комплексная ставка в размере 5559,4 дол. США за FEU (расстояние от границы ЕС до Китая составляет 6442 км). Это касается транспортировки транзитных грузов в частных 40-фуктовых контейнерах на инвентарных платформах в составе контейнерного поезда из Европы в Китай. Здесь учтены тарифные условия, которые  установлены "Укрзализныцей" в рамках тарифной политики на 2016 фрахтовый год. Вышеуказанная ставка включает железнодорожные и паромные составляющие, дополнительные сборы на станциях и в портах.

Для формирования предложений по тарифной политике на все возможные маршруты по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (Китай - Казахстан -Азербайджан -Грузия) и Украины с детализацией в зависимости от условий перевозок, в том числе с учетом разных видов сообщения, в феврале текущего года в рамках предстоящего заседания Координационного комитета ТМТМ будет проведено заседание Рабочей группы по развитию данного коридора.

(инфографика в большем разрешении доступна по ссылке

f34