К северо-западу от Киева на берегах рек Ирпень и Рокач раскинулся тихий городок Гостомель. Несколько столетий назад он славился ярмарками, которые по своим масштабам и популярности превосходили киевские. Со временем былое торговое значение городка было утрачено, сейчас Гостомель известен как база самых больших в мире транспортных самолетов – "Мрии" и "Русланов", которые летают по всему миру и зарабатывают деньги для украинского авиаконцерна "Антонов". Именно сюда часто приезжают иностранные гости, чтобы посмотреть на достижения украинского авиастроения и подписать очередной договор.

Вчера взлетная полоса аэропорта Гостомель превратилась в некое подобие ярмарки. Правда, ее главными участниками были журналисты и представители индийского холдинга Reliance Group. Участники действа с удовольствием смотрели за полетами двух самолетов "Антонова" – Ан-178 и Ан-158, а затем осмотрели стоявшие неподалеку "Мрию", "Руслан" и Ан-70. Но главным событием "авиационной ярмарки" стало подписание меморандума между украинской и индийской компанией.

Читайте также "Антонов" в Саудовской Аравии: что известно о самолете Ан-132

Индийский тендер Все началось месяц назад. На международной выставке вооружений и военной техники Defexpo India в Мумбаи украинская компания "Антонов" нашла себе партнера. Им стал индийский промышленный холдинг Reliance Group. Тогда индийские СМИ много писали об украинском авиаконцерне. Но украинская компания интриговала, воздерживаясь от комментариев. Похоже, вчера были расставлены некоторые точки над "і".

Как оказалось, Киев, а затем и Гостомель посетила численная индийская делегация во главе с Анилом Амбани, руководителем Reliance Group. "Это моя первая поездка в вашу страну, и я уверен, что не последняя", – начал свою речь индийский топ-менеджер. В его выступлении чувствовалась уверенность и интерес к украинскому продукту.

Главной же целью встречи в Гостомеле стало подписание серии соглашений между Reliance Defense ("дочка" Reliance Group) и украинскими госкомпаниями – "Укроборонпром", "Спецтехноэкспорт" и "Антонов". По мнению Анила Амбани, сотрудничество с "Антоновым" может стать основой для "долгосрочного стратегического партнерства между двумя странами". Между "Антоновым" и Reliance Defense был подписан Меморандум о совместном участии в тендере на поставку более 200 самолетов, объявленном государственной корпорацией Hindustan Aeronautics Limited (находится под управлением Министерства обороны Индии).

Индийскую компанию интересуют ближнемагистральные многофункциональные самолеты, аналогичные тем, которые "Антонов" разрабатывает в рамках семейства Ан-148. Не удивительно, что именно эти самолеты (Ан-148, Ан-158, Ан-178) демонстрировали индусам в Гостомеле. "Индия владеет одним из наибольших флотов, состоящих из самолетов "Антонова" – более 100 единиц, которые используется уже много лет... Сейчас Hindustan Aeronautics Limited проводит тендер на (закупку) более 200 самолетов", – заявил Анил Амбани, руководитель Reliance Group.

Также, в случае победы украино-индийского консорциума "Антонов" сможет наладить сборку этих самолетов в Индии. Детали сотрудничества не разглашаются, однако, как заявляют в "Антонове", распределение работ будет согласовываться сторонами в отдельном порядке. При этом вполне возможно, что по мере развития сотрудничества локализация производства может выйти за рамки простой сборки, хотя авторские права на технологии останутся за украинской компанией. Как видим, перед "Антоновым" открываются довольно неплохие перспективы на одном из крупнейших рынков Азии. Однако есть в проекте и свои слабые стороны.

55

Что дальше? Двусторонние проекты в авиации довольно сложны и длительны по времени их реализации. Индия не исключение. На вчерашней "ярмарке" в Гостомеле были озвучены следующие сроки. "Мы не можем контролировать, когда состоится тендер, поскольку этот вопрос в ведении заказчика тендера – Министерства обороны Индии. Мы ожидаем, что уже в этом году у нас будут определенные предварительные результаты", – заявил директор ГП "Спецтехноэкспорт" Павел Барбул. По словам должностного лица, в мае буду определены сроки подачи заявки на участие в тендере.

Как видим, точных дат пока нет. Если вспомнить опыт партнерства Индии с Россией, то переговорный процесс длился годами. К примеру, в 2007 году между правительствами двух стран было подписано соглашение о совместной разработке многоцелевого транспортного самолета (МТС). В России самолет известен под именем Ил-214. Несколько лет были потрачены на согласование и разработку проекта, в рамках которого планировалось создать 205 самолетов. Однако в январе этого года проект был официально заморожен. На данный момент никто не дает гарантий, что "Антонов" не может повторить судьбу конкурента, а, возможно, и наоборот – займет нишу, которая оказалась не по зубам российской компании.

Между прочим, конкуренты также могут помешать дальнейшему продвижению самолетов Ан в Индию. Точный перечень участников пока неизвестен. В "Укроборонпроме" отмечают, что среди них есть всемирно известные компании, такие как Airbus, Boeing, Bombardier. Об участии российских корпораций информации пока нет.

Что касается самих участников консорциума – "Антонова" и Reliance Defense – то они оптимистичны в своих оценках. Индийская компания уверена в качестве украинских самолетов. К слову, reliance в переводе с английского означает уверенность. В то же время, "Антонову" есть, чему поучиться у индийского холдинга, который вырос из небольшой компании по производству полиэстера.

^C53C87C8801D1E9543D11CE5C4D41D0F81300045F0C3DF99D7^pimgpsh_fullsize_distr