В середине августа Министерство инфраструктуры Украины заявило о намерении внедрить регулярное каботажное сообщение между портами Мариуполя и другой континентальной частью Украины для доставки сырья на промышленные предприятия региона. Причина нововведения - в зоне АТО сильно повреждена железнодорожная инфраструктура, что многократно осложнило доставку продукции. Отсутствие же сырья, или невозможность дать производителям гарантию его доставки, создает угрозу остановки предприятий.

Читайте также Линия жизни: УЗ рассказала, что происходит на железных дорогах Донбасса

Фактически речь идет об абсолютно новом маршруте доставки грузов, которые переводят с железной дороги на морские перевозки. Сможет ли Мариупольский порт спасти промышленность Донбасса от краха, какие объемы грузов сейчас там переваливаются и сколько денег теряется из-за войны – рассказывает Директор государственного Мариупольского морского торгового порта Александр Олейник.

Реализована ли уже инициатива МИУ?

Эта программа уже не на бумаге и не в умах, она реализована. И тут была слаженная работа как частных операторов - логистов, агентов, так и органов власти - Министерства, Укрморречинспекции, поскольку возник целый ряд вопросов, требующих оперативного решения. Новой логистической схемой занимались лично первый зам. министра Александр Малин  и глава Укрморречинспекции Павел Буланович.

Во-первых, каботажные перевозки могут осуществляться судами под украинским флагом либо под иностранным, но по согласованию с Мининфраструктуры. Однако, с учетом увеличения объемов, собственного флота не хватает, и министерство разрешило использовать суда под иностранным флагом для каботажных перевозок. Логистам и агентам со своей стороны необходимо было просчитать возможность доставки  грузов каботажом из украинских портов.

О каких грузах и направлениях в основном идет речь?

Мы получили новый транспортный путь доставки сырья на комбинаты. Это - железорудное сырье, которое идет из ГОКов в Бердянский порт – там наиболее благоприятная логистика. Сырье перегружается на морские  суда, выполняющие каботажные рейсы из Южного в Мариупольский порт, откуда уже вагонами доставляется на предприятия. То же касается и окатышей. Коксующийся уголь доставляется судами типа Панамакс в порт Южный, где перегружается на суда с осадкой до 8 метров направлением  в порт Мариуполь. Уже оттуда по железной дороге уголь доставляется на предприятия.

Какие объемы груза будет перевален? Можно ли говорить о кардинальном изменении структуры и объемов грузопотоков в портах?

На сегодня мы перегрузили уже порядка 100 тыс т каботажных грузов. В планах – 200 тыс т в месяц. Мы отправляем 50-70 вагонов с сырьем в сутки, планируем выйти на 100 вагонов. Работать по такой схеме будет до тех пор, пока ситуация не нормализуется -   месяц, два, три…

На сегодня мы перегрузили уже порядка 100 тыс т каботажных грузов. В планах – 200 тыс т в месяц. 

Основная номенклатура грузов Мариупольского порта – это металлопродукция, уголь, строительные грузы, глина, немного зерновых и контейнеров. Порт всегда был ориентирован на экспортные поставки всех предприятий Донецкого и Луганского регионов.  То есть, 98% грузов, которые переваливаются в порту, отправляются на экспорт. Еще немного было транзита.

Насколько увеличилась стоимость доставки грузов на предприятия с учетом использования каботажных перевозок?

Я не могу Вам точно сказать, это вопрос к грузовладельцам. Конечно же, выросла, но сейчас это второстепенный вопрос, если учитывать то, что остановка предприятий приведет к гораздо большим потерям, и не только финансовым. Поэтому сегодня это  единственно правильный выбор. В дальнейшем, когда ситуация стабилизируется, конечно же во главе будет стоять экономика. И если возить груз судном в порт Южный, а оттуда вагонами сразу на предприятия по традиционной схеме будет дешевле, то клиент выберет этот вариант.

На Донбассе в связи с проведением АТО сложилась критическая ситуация в промышленном секторе, остановлены ряд крупнейших предприятий. Оцените прямые финансовые и производственные потери порта от военных действий в регионе?

Объёмы перевалки в порту сильно сократились -  если металлурги не могут получить сырье, то мы соответственно не можем получить готовую продукцию, отправить ее на экспорт и таким образом обеспечить грузооборот. Что касается угля, то он часто просто не может доехать в порт из-за поврежденной инфраструктуры.

Перевалка экспортных грузов сократилась на 50%. Вместе с тем мы получили дополнительный объем в виде каботажных грузов. Мы планировали в этом году перегрузить 14,5 млн т, однако скорее всего будет меньше.

При нормальной работе мы получаем 20-25 млн грн прибыли в месяц. Какую прибыль мы получим за август, можно будет говорить после того, как отработаем  месяц. Еще в июле мы перегрузили 1,2 млн т, но в августе скорее всего будет порядка 800 тыс т . Несомненно мы получим меньше, чем ожидали.

Обладает ли порт необходимой для перевалки такого объёма и вида сырья инфраструктурой? Какие направления нужно усилить, чтобы обеспечить качественную перевалку грузов с учетом роста объёмов?

Оснащенность порта соответствует всем требованиям, которые выдвигает клиент и технически мы полностью подготовлены. Пропускная способность железнодорожной станции Мариупольского порта около 800 вагонов в сутки. Обычно, среднесуточная погрузка была 700 вагонов, сейчас это 150-200 вагонов. В 2007 г. порт достиг максимальной грузопереработки в 17,5 млн т. На сегодняшний день по известным причинам объёмы значительно упали.

Реализация инициативы невозможна без увеличения судоходства по Керченскому проливу, на данный момент подконтрольному России. Приходилось ли уже сталкиваться с какими-либо ограничениями по судоходству в Керченском проливе?

На сегодняшний день никаких проблем с проходом судов, которые идут в адрес Мариупольского порта по Керченскому проливу, нет. То есть суда приходят на рейд, их своевременно пропускают, они грузятся и таким же образом они уходят назад.

Как повлияло резкое осложнение политико-экономической ситуации в регионе на реализацию инвестиционных программ в порту? Они полностью остановлены до нормализации ситуации в регионе?

Взята пауза. Но, я думаю, что ситуация наладится и все те инвесторы, которые были заинтересованы в развитии порта они придут и продолжат работу над своими проектами.