Корпоратизация УЗ, подписание договора об открытом небо с ЕС и приватизация портовой деятельности – такие три основные цели обозначил Андрей Пивоварский в интервью порталу ЦТС через несколько месяцев после своего назначения на пост министра инфраструктуры. Из этого за год удалось только корпоратизировать УЗ. Мы проанализировали пять успехов и пять провалов МИУ за время работы под руководством Андрея Пивоварского.

Достижения

1. Корпоратизация УЗ

О необходимости реформировать УЗ говорил каждый новый министр инфраструктуры. Андрей Пивоварский – не исключение.  Однако, ему в отличие от предшественников, все же удалось реализовать это обещание на практике. Несмотря на то, что строки создания ПАТ УЗ в течение года часто корректировались, с 1 декабря началась деятельность новосозданной компании.

На этом реформа УЗ не заканчивается, а скорее только начинается. Нужно принять еще два важных документа – «О железнодорожном транспорте» и «О Национальной комиссии по вопросам регулирования транспорта» а также большое количество подзаконных актов.

2. Дерегуляция в портах

В этом году МИУ добилось значительного упрощения прохождения судами контролирующих процедур в портах. Постановление Кабмина о дерегуляции вступило в силу 8 сентября. Спустя месяц по новым упрощенным процедурам было оформлено уже 1000 судов. Тогда замминистра Юрий Васьков отмечал, что такая практика оформления судов полностью соответствует европейской.

В частности, был отменен комиссионный контроль непосредственно на борту судов, а также предусмотрен новый порядок контроля иностранных судов, чьи маршруты пролегаю через несколько украинских портов. Кроме этого, в портах ввели принцип молчаливого согласия при электронном документообороте, а также отменили контроль балластных вод, в соответствии с международной практикой.

3. Изменения на рынке авиаперевозок

Летом, после продолжительных споров, вступил в силу новый порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий. Госавиаслужба доработала и отложила введение некоторых норм, которые вызвали резонанс на рынке авиаперевозок. В частности, это касается структуры собственника перевозчика (требование преимущественного владения или контроля более чем 50% уставного капитала авиакомпании государством Украина и/или украинскими гражданами) и требование выполнять внутренние рейсы в течение 12 месяцев до подачи заявки на новые международные направления.

Кроме того, с должности руководителя "Госавиаслужбы" был уволен Денис Антонюк, которого подозревали в лоббировании интересов авиакомпании МАУ.

4. Дополнительные источники денег на строительство дорог

При остром дефиците средств на строительство и ремонт автодорог, были найдены дополнительные источники финансирования дорожного хозяйства. Во-первых, удалось провести через Раду решение о направлении денег таможни от перевыполненного плана на строительство дорог (по этой схеме уже ремонтируется дорога Львов-Луцк). Во-вторых, Всемирный банк согласовал третий проект по восстановлению автодорог Украины на 560 млн долларов. Речь идет о дороге М-03 (Киев-Харьков), часть из этих средств пойдет и на другие дороги. Стартовала реформа "Укравтодора", согласно которой местные власти будут сами отвечать за состояние дорог местного значения.

5. Прозрачность деятельности

В этом году МИУ перешло на электронные площадки Prozorro и, по словам замминистра Владимира Омеляна, является рекордсменом по количеству привлеченных участников. Также на своем сайте Мининфраструктуры обнародовало информацию о закупках подконтрольных ему государственных предприятий в период с 2012 г. по первый квартал 2015 г. Кроме того, стоит отметить качественный уровень коммуникаций со СМИ и открытость руководителей ведомства.

Провалы

1. "Закрытое небо" и замораживание "Виззейр Украина"

Соглашение об Открытом небе с ЕС было парафировано еще в 2013 году. Однако, заканчивается 2015 год, а Открытое небо для украинцев до сих пор остается закрытым. После последних переговоров в Брюсселе Андрей Пивоварский утверждал, что вопрос остается в подвешенном состоянии из-за испано-британских разногласий по статусу Гибралтара, однако выражал надежду, что соглашение успеют подписать до конца года.

В качестве альтернативы со стороны МИУ был предложен эксперимент – так называемый принцип Открытого неба, который сейчас работает в аэропортах Льовов и Одесса. Предполагалось, что открыв в одностороннем порядке небо для иностранных компаний, к нам зайдут лоу-косты, но это не сработало. Более того, в этом году украинцы потеряли авиакомпанию "Виззеир Украина".

2. Концессия дороги Львов-Краковец

Попытки создать "автомобильное окно" в Европу предпринимались уже 16 лет и каждый раз безуспешно. В этом году новое руководство МИУ снова заявило о концессионном конкурсе дороги Львов-Краковец. Конкурс был объявлен в мае.  На этапе подготовки в реализации проекта МИУ проводило активную пре-маркетинговую программу, пытаясь привлечь как можно больше участников. В начале июня в интервью порталу ЦТС руководитель Департамента стратегического развития дорожного рынка и автоперевозок МИУ Роман Хмиль сообщил, что свою заинтерисованность в тендере выразило восемь компаний. «Это компании с мировым именем из стран Европы и Азии, с реализованными проектами, некоторые из которых были намного крупнее, чем этот», - говорил Роман Хмиль.

Однако, по факту на участие в тендере подалось всего две компании - "Концессионные транспортные магистрали" и французская Bouygues. Пивоварский тогда выразил свое удивление этому и пообещал провести переговоры с участниками рынка, ЕБРР и ЕИБ, чтобы понять есть ли какая-то проблема в том примере сделки, которая на тот момент существовала. В конце сентября межведомственная комиссия отклонила заявки обеих компаний, выражавших желание участвовать в первом в Украине концессионном проекте, сославшись на то, что ни одна из компаний не в состоянии обеспечить финансирование работ ни за счет собственных, ни за счет привлеченных средств.

3. Дноуглубление Днепра

В этом году МИУ активно поддерживало развитие внутренних водных путей. Частичный перевод грузопотоков на реку помог бы снизить нагрузку на дороги. Чтобы реализовать это МИУ разработало проект закона о Внутреннем водном транспорте (сейчас находится в ВР) а также обещало провести дноуглубительные работы на Днепре.

Был найден механизм финансирования – компания Нибулон разработала проект дноуглубления, средства на проведение работ должна была выделить АМПУ в качестве возвратной помощи госпредприятию «Укрводпуть». Работы должны были стартовать в июле. Однако, до сих вопрос с дноуглубление так и не решен. Основной причиной в МИУ называют замечания ГП "Укргосстройэкспертиза" к проекту дноуглубления. Генеральный директор компании Нибулон Алексей Вадатурский со свой стороны говорит, что МИУ блокирует проведение дноуглубительных работ на Днепре и он уже потерял надежду на реализацию этого проекта в скором времени.

4. Отсутствие компромисса с грузоотправителями по законопроекту о ж/д транспорте

Крупнейшие компании-грузоотправители, операторы портового и железнодорожного бизнеса неоднократно критиковали законопроект за отсутствие механизмов компенсации инвестиций в ж/д инфраструктуру, включение объектов технологического транспорта в состав ж/д транспорта необщего пользования, отсутствие разделения объектов инфраструктуры и "других объектов" ж/д транспорта, другие внутренние несогласованности. Позже Европейская Бизнес Ассоциация обратилась к премьер-министру с просьбой не регистрировать законопроект "О железнодорожном транспорте". Практически одновременно аналогичные обращения направили Американская торговая палата (АСС) и Федерация работодателей транспорта Украины (ФРТУ). Вместе с тем, законопроект уже был внесен в ВР. Заместитель главы транспортного комитета Верховной Рады Борис Козырь в интервью порталу ЦТС говорит, что его принятие может затянуться на полгода.

 5. Кадровые конкурсы

В этом году МИУ должно было провести открытые конкурсы и назначить новых топ-менеджеров основных подведомственных предприятий. Среди них - аэропорты "Борисполь" и "Львов", УЗ,  "Укрпочта" и тд. Впрочем,  на большинстве предприятий до сих не назначены постоянные руководители, а конкурсы зачастую либо блокируются через суд, либо проводятся повторно. Во главе УЗ вообще уже второй год кадровая чехарда. С осени 2014 года по июль 2015 года и.о. главы УЗ исполнял первый заместитель Максим Бланк, затем эти обязанности были возложены на заместителя Александра Завгороднего. При этом, конкурс на главу УЗ, который МИУ проводила в начале текущего года закончился скандалом, а из трех финалистов так и не был определен победитель.

Как сообщал в начале октября Андрей Пивоварский, из 18 госпредприятий новых руководителей назначили только в пяти. По словам министра, есть огромная проблема с кадрами, которые подаются на конкурс. Качественные кандидаты не хотят идти на руководящую должность, где будет не рыночная заработная плата.