Не очень большой пакет

Бывшему министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому не удалось найти общий язык с депутатами, о чем он сам не раз говорил. В результате, необходимые законопроекты за время его каденции так и не были проголосованы в Верховной Раде. У нынешнего министра Владимира Омеляна отношения с депутатским корпусом, кажется, лучше. "Если нужно будет, разобью палатку под Верховной Радой и буду ходить, как свидетели Иеговы, к каждому депутату и объяснять важность принятия того или иного документа", - шутил Владимир в интервью для ЦТС. До палатки пока не дошло, но дело сдвинулось с мертвой точки - на 17 ноября намечен "День инфраструктуры в парламенте", где будет представлен "Большой пакет" инфраструктурных законопроектов. Большим его называют именно в МИУ.

Но так ли велик на самом деле этот пакет? И какие из законопроектов, в него попавших, все же имеют шансы быть проголосованными?

Дороги – наше все

На сайте Верховной Рады есть список законопроектов, который будет рассматриваться в четверг на заседании парламента. Из всего перечня документов больше всего внимания уделено именно дорожной отрасли. В частности, уже на второе чтение будет вынесен проект закона о создании "Дорожного фонда" и о механизме прозрачного финансирования дорог государственного и местного значения, а также еще один законопроект - о передаче дорог общего пользования в управление местным общинам. Все три уже успешно были проголосованы в первом чтении. После этого в них были внесены некоторые коррективы. Больше всего досталось (а в денежном выражении как раз наоборот – не досталось) Дорожному фонду. Ранее предполагалось, что уже в 2017 на Дорожный фонд пойдет 75% акцизных поступлений, а в 2019 г этот показатель составит 100%. И на  эти деньги очень рассчитывало как в руководство ГАК "Автодороги Украины", так и шеф "Укравтодора" Славомир Новак, надеявшийся на положительное решение по фонду уже до конца текущего года.

Но реальность оказалась куда суровее – как сообщил глава транспортного комитета ВРУ Ярослав Дубневич, создание Дорфонда перенесут на 2018 год. При этом, в 2018-м фонд сможет рассчитывать только на 50% поступлений от акцизов, а 100% показатель планируется лишь в 2020 году.

Как видим, уже здесь "большой пакет" потерял в весе.

DSC_0872

В Инфраструктурный день на голосование также вынесут законопроекты, касающиеся соблюдения весовых и габаритных норм.  Предполагается ввести солидарную ответственность для перевозчиков, водителей транспортных средств, грузоотправителей, грузовладельцев за нарушение установленных законодательством весовых и габаритных норм. Кроме того, устанавливаются штрафы от 500 до 2000 необлагаемых минимумов доходов за нарушение габаритно-весовых норм.

В целом же, на сегодня нет никаких предпосылок для того, чтобы упомянутые законопроекты не были проголосованы. Как сейчас принято говорить, на их принятие есть политическая воля. "Мы начали концентрировать усилия на строительстве и ремонте дорог", - заявлял ранее Владимир Гройсман.

Водные процедуры  

Основной законопроект, который будет вынесен на голосование в данной сфере – это закон о внутреннем водном транспорте. В Верховной Раде рассчитывают на его принятие в целом  уже в первом чтении. Стоить напомнить, что законопроект стоял на повестке дня уже не один раз, но до голосования так и не доходило. Кроме того, в свое время в Раду были внесены еще два альтернативных документа, позже отозванных. В целом, камнем преткновения для этого закона всегда был речной сбор. Заместитель главы транспортного комитета ВР Борис Козырь на своей странице в Фейсбук недавно написал, что это вопрос решен и, что речному сбору - быть. "Методику расчета ставок речного сбора утверждает национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере транспорта", - писал Козырь.

"Законопроект о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Украины", который также вынесен в парламент, предусматривает отмену ограничений на осуществление каботажных перевозок судном под иностранным флагом. "Также этим документом предлагается отменить некоторые ограничения в отношении владельцев судов, что должно увеличить количество суден под Государственным флагом Украины. Важно обратить внимание, что данный проект закона нужно рассматривать и принимать с законопроектом о внесении изменений в Таможенный кодекс Украины. Эти проекты тесно связаны и направлены на содействие развитию судоходства в Украине. А именно – на привлечение дополнительных инвестиций, увеличение тоннажа морского и речного флота, а главное - на развитие внутренних водных путей Украины", - отмечает Дмитрий Козаченко, исполнительный директор Ассоциации "Реки Украины".

16632

Очень жаль, что все забыли о портах и необходимости выведения их из списка неподлежащих приватизации. Этот законопроект был подан в Раду еще в июле 2015 г. С его принятием в портовой отрасли может появиться еще один механизм привлечения инвестиций. После одного из голосований по этому законопроекту Андрей Пивоварский написал: "И снова "замечательное" голосование в Верховной Раде по закону №2319, "благодаря" которому вопрос приватизации госпредприятий остается нерешенным на неопределенный срок. Это стыд, что на заседании ВР около четверти депутатов отсутствовали. Это стыд, когда закон не принимается не потому, что почти сотня депутатов голосуют против него, а потому что ВООБЩЕ НЕ ГОЛОСУЮТ. Это стыд, что депутаты не поддерживают прозрачную приватизацию…. Приватизация - это в первую очередь борьба с коррупцией. И это позор, что с легкой руки парламента налогоплательщики продолжат платить за убытки госкомпаний, вместо того, чтобы выгодно продать эти активы тем, кто может сделать их эффективными".

Не отягощая пакет "железкой "

А вот законопроекты, так необходимые для проведения реформы в железнодорожной отрасли, в повестку дня на инфраструктурный день не внесены. Хотя, по словам источника в парламенте, законопроект все же будет вынесен на голосование, но отправлен обратно авторам на доработку. Именно такое решение было принято после заседания профильного комитета Верховной Рады, которое состоялось 2 ноября. "Решением комитета была создана рабочая группа по существенной доработке этого законопроекта. Однако есть возможность быстрого внесения альтернативного законопроекта авторства народных депутатов с учтенными концептуальными замечаниями к реформированию железнодорожной отрасли", - написал глава комитета Ярослав Дубневич на своей странице в Фейсбук.  

Законопроект был разработан еще в мае 2015 года. После этого велись долгие обсуждения между бизнесом и властью. Основным нововведение документа является то, что на железной дороге сможет появиться частная тяга, что соответственно заберет у УЗ статус монополиста. Однако на данном этапе законопроект сильно критикуется со стороны бизнеса, указывая на его несовершенство.

4b14b8b769753225fc96b5009e8c86ab

Еще один не менее важный документ, как для железнодорожной отрасли, так и для транспорта в целом – это законопроект о создании НКРТ. Основная цель создания нового органа – это независимое регулирование тарифов, которое слишком часто является камнем преткновения именно на железной дороге.  В интервью порталу ЦТС бывший и.о. генерального директора УЗ Александр Завгородний говорил о том, что необходимость создания НКРТ аргументирована тремя факторами, помимо контроля тарифа. "Первое нужно понимать, что НКРТ будет работать не только для ж/д транспорта. Сегодня в составе тарифов, за которые отвечает Мининфраструктуры, находится порядка 40 позиций. Они тарифицируются различными структурными подразделениями министерства. Создание этих органов необходимо, чтобы четко увести зависимость и влияние тарифа на допуск постороннего перевозчика", - отмечал Александр Завгородний.  

Ожидаемый итог

Как уже было сказано, наименьшие сомнения вызывает то, что будут проголосованы дорожные законопроекты. Законопроект о внутреннем водном транспорте, который выносился на голосование уже не единожды, кажется, в этот раз наконец также будет поддержан необходимым количеством голосов. Речному сбору – быть, но с оговорками. Так, по крайней мере, на сегодняшний день говорят источники в Верховной Раде. Остается железная дорога. Но это будет не ее день…

Читайте также Законодательное неприятие: Проблемы транспорта депутатов не заинтересовали