Адриан Фургальский – наиболее часто цитируемый транспортный эксперт в польских медиа. Еще во время учебы в Ягеллонском университете работал в кабинете министра транспорта Польши 1998-2000 годов Тадеуша Сырыйчика, которого по праву считают отцом железнодорожной реформы в этой стране. Позднее Фургальский был советником госкомпании Porty Lotnicze во время ее реформирования, является одним из авторов транспортной программы правящей партии Platforma Obywatelska. С 2004 года работает директором консалтинговой компании Zespole Doradców Gospodarczych "TOR", которая специализируется на транспортных и инфраструктурных проектах. В прошлом году эта компания запустила несколько проектов в Украине.

Как реагируют инвесторы и предприниматели из Евросоюза на события, происходящие в Украине?

Все болеют за успех преобразований в Украине, потому что демократическая страна со свободной рыночной экономикой на границе Евросоюза – большая ценность. Польша болеет особенно – прошло 25 лет с момента восстановления нашего суверенитета и нам легче понять ситуацию в Украине и желания ее жителей. Если бы это было не так, то не было бы соглашение об ассоциации с Украиной.

Время от времени в ЕС звучат голоса о возможном ослаблении санкций против России. Москва, кроме того, ведет умелую игру с различными партнерами, чтобы нарушить солидарность оценки ее деятельности в Украине. Но мне кажется, что эти действия обречены на провал - все равно Польша и Брюссель резко формулируют необходимость сохранения жесткого курса.

Читайте также Интервью с отцом реформирования железных дорог Польши: идея конкуренции себя оправдывает

Заинтересованы ли инвесторы из ЕС возможностями инфраструктуры и транспортного сектора Украины?

Конечно, да, но в то же время нельзя скрывать, что каждый вменяемый предприниматель анализирует риски связанные с ситуацией на востоке Украины и продолжающейся там войны. Такая неопределенность является весомым фактором, блокирующим приход в вашу страну капитала.

Важен также жёсткий курс власти на ликвидацию коррупции, которая отравляет украинскую экономику. Необходимо принятие европейских стандартов, прозрачных тендерных процедур.

Какие секторы интересуют больше всего?

Весь транспортный рынок Украины интересен, как из-за его большого размера, так и из-за критического износа локомотивов и парка общественного транспорта. Конец войны на востоке создаст огромную проблему для восстановления этой части страны, ведь агрессор решил уничтожить транспортную инфраструктуру в первую очередь.

Должен ли Запад предложить Украине новый План Маршалла? Считает, ли Запад, что стабильная Украина – это вклад в безопасность самого Евросоюза?

Запад должен быть вовлечен в экономическую трансформацию Украины на взаимовыгодной основе. Может не обязательно следует обращаться к пунктам Плана Маршала, потому что среди многих экономистов бытует мнение, что непосредственное влияние на темпы роста экономик Европы благодаря инвестиционным проектам было небольшим.

Участие Запада в программах помощи имеет одно неоспоримое преимущество, а именно - это вызывает быстрое восстановление доверия инвесторов, стабилизацию государственных финансов и возвращение к рыночной экономике.

Украина - страна, которая стремится к членству в ЕС, к тому же президент Порошенко обещал провести референдум о вступлении в НАТО. Это свидетельствуют о прозападном курсе, который абсолютно соответствует интересам европейского сообщества. Реакция России на это четко свидетельствует, что при таком курсе выигрывает Запад.

Польша рассчитывает на помощь Брюсселя, которая позволит активизировать ряд транспортных проектов, чье финансирование может быть расширено на страны за пределами ЕС.

На какие фонды и программы Евросюза Украина и украинские компании могут рассчитывать, какой алгоритм получения средств?

Эти вопросы обсуждаются все время. Сейчас есть декларации и инициативы отдельных стран, например, кредит правительства Польши размером в 100 млн евро, или 500 млн евро от правительства Германии, а также финансовых институтов ЕБРР, Мирового Банка, ЕИБ.

Все указывает на то, что в следующем году в рамках европейского фонда Connecting Europe Facility Польша сможет привлечь финансирование на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Для распределения этой финансовой помощи со стороны Еврокомиссии, необходимо определить какими будут взносы отдельных доноров, кто будет управлять этими средствами и какие институты в каждой из стран будут мониторить процесс освоения денег. Польша очень рассчитывает на эту помощь, которая позволит активизировать ряд транспортных проектов, чье финансирование может быть расширено на страны за пределами ЕС.

Я уже упоминал, что война на востоке Украины, несомненно, способствует задержке прихода капитала. Украина должна также понимать, что в большей степени, чем раньше, финансирование будет зависеть от прогресса заявленных экономических реформ. Это важно с точки зрения Международного валютного фонда, который в настоящее время заявляет о сумме поддержки на уровне 15-18 млрд долларов. При этом общая сумма необходимой помощи оценивается в  50 млрд долларов.

Транспортный сектор Украины – новый потенциальный рынок сбыта для европейских и польских производителей, но может ли Украина рассчитывать на западные инвестиции в производство на территории Украины?

Одним из элементов экономических преобразований в Украине будет приватизация. Мнение, что модернизация подвижного состава должна проходить при тесном сотрудничестве с местными производителями - правильно. Сначала сотрудничество техническое и обмен опытом с производителями ЕС, затем кооперация при заказах на производство, и, наконец, вхождение в капитал западных корпораций.

Конечно, размер страны, необходимость обновления подвижного состава, удаленность от заводов Европы и себестоимость производства в Украине будут склонять крупные международные концерны и сильных региональных производителей к строительству фабрик здесь. Несомненно, было бы хорошо, если бы работали программы инвестиционных стимулов, например, временные налоговые скидки, что мы делали в Польше.

Размер страны, необходимость обновления подвижного состава, удаленность от заводов Европы и себестоимость производства в Украине будут склонять крупные международные концерны и сильных региональных производителей к строительству фабрик здесь.

Расскажите о проектах ZDG TOR в Украине.

Мы занимаемся сектором городского и железнодорожного транспорта, его адаптацией к европейским стандартам – например, создание независимого регулятора на железной дороге. Помогаем польским и украинским предпринимателям подобрать лучшую модель финансирования и реализовать инвестиции в украинских инфраструктурных проектах, ищем решения, способствующие и облегчающие использование общественного транспорта.

Сейчас на продвинутой стадии находятся проекты приближающее старт процесса модернизации тепловозов УЗ, благодаря чему затраты на их техническое обслуживание уменьшаться 30 процентов, а также запуска электронных билетов на общественном транспорте в Киеве, поставки современных автобусов и трамваев для города.

Для многих проектов, хотя мы все время мы ведем переговоры с заинтересованными сторонами, необходимо будет запустить финансовую помощь ЕС. Здесь важна политическая поддержка. У нас есть такая поддержка со стороны польского правительства  и нашего представительства при Еврокомиссии, которое мониторит подвижки в процессе согласования условий помощи ЕС для Украины.

"Укрзализныца" огласила план реформ, правильный ли сценарий избран?

Принятый план действий вполне соответствует европейской модели. Мы говорим о создании новой модели организационно-правового и экономического управления железнодорожным транспортом в Украине. Развитие железной дороги требует действий в секторе развития инфраструктуры и нового качества подвижного состава, увеличения эффективности функционирования рынка железнодорожных услуг и развития конкуренции.

Преимущество Украины, которого нет в других странах ЕС - это очень большая доля железной дороги на транспорте в целом. Рыночные реформы на железной дороге, несомненно, приведут к уменьшению этой доли, но это не будет резкое снижение, если реформы сохранят конкурентные преимущества железной дороги перед автотранспортом.

Ключевым потом будет здесь введение такой модели тарифообразования на услуги ж.д. транспорта, которая с одной стороны ликвидирует запрещенное в ЕС кросс-финансирование перевозки пассажиров через грузовые перевозки, а с другой сохранит его конкурентность и предоставит доплаты убыточным региональным перевозкам.

То, что нам больше всего сейчас необходимо, это мир в Украине и восстановление контроля на всей территории.

Что должны сделать Украина и Польша, чтобы активизировать сотрудничество между железными дорогами обоих государств, какая может быть от этого польза?

Государство обеспечивает сотрудничество в области обмена опытом в осуществлении реформ, помогает в реформе украинского законодательства с целью соблюдения правил ЕС и определяет транспортные проекты, которые могут извлечь выгоду из доступных Польше европейских фондов, чье финансирование может быть расширено на страны за пределами ЕС.

TOR дополняет эту деятельность реализацией конкретных проектов необходимых для железных дорог Украины и подбором лучших источников финансирования. То, что нам больше всего сейчас необходимо, это мир в Украине и восстановление контроля на всей территории.

Читайте также Железнодорожная реформа в Польше: как возник свободный рынок