Через несколько лет PKP Cargo, которая уже контролирует 8,5% от железнодорожных перевозок ЕС, должна стать лидером в Центральной Европе - такое задание недавно озвучил председатель правления компании Лукаш Боронь. Кроме того, прибыль польского перевозчика от бизнеса за пределами родной страны, по мнению менеджера, должна составлять значительную часть от общей суммы. Амбициозность данного тезиса усиливается тем, что в самой Польше PKP Cargo контролирует только 60% рынка грузоперевозок, хотя и является при этом недосягаемым лидером в своей сфере. Для того, чтобы стать лидером в регионе, польскому железнодорожному перевозчику необходимо решить ряд жизненно важных вопросов.

Читайте также: Интервью с главой Польских железных дорог: PKP Cargo выходит на биржу

Трудности подсчета Ключевая проблема - тянущаяся с 2011 года приватизационная кампания. Официальной причиной продажи части акций называется необходимость привлечения инвестиций для уплаты старых долгов. Перевозчик должен погасить 4 млрд злотых (1,2 млрд долларов), из них 2 млрд злотых (0,6 млрд долларов) до конца текущего года.

Несмотря на это, в процессе подготовки к приватизации возникает все больше вопросов, нежели ответов. Так, в начале сентября Польское агентство печати (PAP), ссылаясь на свои источники, назвало дату дебюта компании на Варшавской фондовой бирже – в ноябре текущего года. Данная информация стала очередной "сенсацией". Напомним, что неделей ранее сроком выхода перевозчика на биржу называлось 17 октября, о чем было достигнуто соглашение с железнодорожными профсоюзами.

Именно последние являются серьезным препятствием для начала приватизации PKP Cargo. Подтверждением тому служат события нынешнего года. Прежде всего, это масштабная забастовка железнодорожников в начале года, выступивших против изменений в системе предоставления льгот. Не добившись выполнения своих требований, профсоюзы в течение лета неоднократно объявляли о готовящейся новой забастовке, которая пока что так и не состоялась.

В следующем году PKP Cargo будет иметь доступ к крупнейшим морским портам ЕС, откуда сможет перевозить контейнеры в страны Центральной Европы.

Вместе с тем, результатом такого рода угроз стали достигнутые в конце августа договоренности с руководством PKP Cargo. Среди прочего, менеджмент компании согласился выплатить сотрудникам премии и бонусы, увеличив при этом общую сумму расходов на эти цели со 120 до 160 млн злотых (с 37,05 до 49,4 млн долларов), а также предоставил гарантии трудоустройства на несколько лет (от 4 до 10) для свыше 20 тысяч сотрудников.

Заграничный исход Другим фактором, препятствующим достижению лидерства в Центральной Европе, является отсутствие у PKP Cargo зарубежных активов. Именно эта особенность резко отличает польскую компанию от ее конкурентов – РЖД, Deutsche Bahn Schenker или Grampet Group, полностью или частично владеющих перевозчиками и экспедиторскими компаниями в странах региона. Лишь недавно руководство польской компании начало всерьез задумываться о приобретении перевозчиков в других странах. Так, в феврале этого года PKP Cargo высказала заинтересованность в покупке словацкой ZSSK Cargo. Однако для этого польская компания должна завершить продажу пакета своих акций.

PKP Cargo, несмотря на амбиции, может попасть в зависимость от РЖД либо от Deutsche Bahn Schenker, каждый из которых может стать акционером польской компании.

Следует отметить, что сама PKP Cargo, несмотря на амбиции, может попасть в зависимость от РЖД либо от Deutsche Bahn Schenker, каждый из которых может стать акционером польской компании. Румынская Grampet Group пока не проявляла особого интереса к данной сделке. В целом, о перспективах усиления позиций одного из названных выше холдингов на польском рынке железнодорожных грузоперевозок пока судить тяжело.

К тому же, ранее, вместо приобретения активов за границей, руководство PKP Cargo шло по пути наименьших затрат, стремясь получить в странах Центральной и Западной Европы сертификат независимого перевозчика, дающего право осуществлять деятельность за пределами Польши. В частности, в мае этого года компания получила подобный сертификат в Венгрии. Также, в конце августа, PKP Cargo получила право перевозить грузы до итальянской станции Тарвизио (на границе с Австрией). Кроме того, сейчас продолжаются переговоры о получении подобного сертификата в Нидерландах. Напомним, что по этой схеме PKP Cargo уже работает в ряде стран Европы, прежде всего Центральной, а именно: в Чехии и Германии – с 2010 года, в Словакии – с 2011 года, в Австрии и Бельгии – с 2012 года.

Это означает, что в следующем году логистический оператор будет иметь доступ к крупнейшим морским портам в Европе, откуда сможет перевозить контейнеры в страны Центральной Европы. Именно благодаря сертификату независимого перевозчика PKP Cargo уже не первый год занимает второе место в Европе (после Deutsche Bahn Schenker) по объемам грузоперевозок. Только в 2012 году компания перевалила 116 млн тонн грузов, получив при этом 5,2 млрд злотых (1,6 млрд долларов) прибыли. Однако у данной схемы есть один существенный недостаток. Сертификат выдается на ограниченный период (до 3 лет), поэтому его нужно периодически обновлять.

Читайте также: В польской колее: как поляки реформируют свои железные дороги