От идеи до реализации проекта контейнерного терминала компании «ГПК-Украина» на Карантинном молу прошло девять лет. Само строительство заняло четыре с половиной года. Не смотря, на технические трудности, возникшие в ходе строительства, объект готов уже на 65%. Это позволило ввести в эксплуатацию два причала, акваторию, часть волнолома и обработать первые два судна. И государство и «ГПК-Украина» рассчитывают на то, что новые мощности будут востребованы. Однако на сегодня, перспектива не радужная – мощности терминала практически приравниваются к объему перевалки контейнеров в Украине за весь прошлый год.

Читайте также В Европу сквозь скалы: как строят Бескидский тоннель

За пять минут волнолом погрузился под воду…

Контейнерный терминал на Карантинном молу – один из крупнейших проектов государственно-частного партнерства. В 2009 году Кабинет Министров одобрил проект. В сентябре 2010 года администрация ГП «Одесский морской торговый порт» и компания-оператор контейнерного терминала «ГПК-Украина» (дочернее предприятие немецкой компании HPC Hamburg Port Consulting GmbH) подписали меморандум о паритетном инвестировании строительства глубоководного терминала в Одесском порту. После чего и было начато строительство. 

Новый терминал находится на Карантинном молу - в правой части снимка

Последняя утверждённая сметная стоимость проекта составляет 4,9 млрд грн. Из них 2,5 млрд грн – доля частного инвестора, 2,4 млрд грн – доля государства. 

«Государственная часть – это строительство двух причалов и волнолома длинной 900 м. Частная – это намыв территории 19,5 га, обустройство территории,  обустройство покрытия этой территории, покупка трех кранов и вся остальная инфраструктура, которая необходима для контейнерного терминала», - рассказывает начальник Администрации Одесского морского порта Михаил Соколов. 

Один из важнейших и основных этапов строительства терминала – волнолом. Он предназначен для защиты акватории порта и без него, согласно технике безопасности, суда ставить к причалу нельзя.

В апреле этого года к удивлению всех участников отрасли часть нового волнолома на Карантинном молу погрузилась под воду. Утонувший волнолом (см. фото ниже) в мировой портовой отрасли явление крайне редкое.

DSC03831

Один из участников рынка вспоминая событие апреля, рассказывает:

- Была суббота. Позвонили докеры и сказали, что за пять минут волнолом погрузился под воду. Казалось, что это шутка какая-то или ошибка. Те, кто стоял на причале и воочию видел утонувший волнолом – были в недоумении. Однако еще больше это поразило немецких специалистов. Стройка длинной в девять лет, будучи на завершающей стадии, могла затянуться еще на неопределенное время.

По словам заместителя АМПУ Юрия Васьков, виновники происшедшего установлены. «Уже можно сказать, что компания генподрядчик, которая несет ответственность за строительство, официально подтвердила окончание строительства и исправление этой ситуации за собственный счет», - утверждал он во время Черноморского контейнерного саммита, который недавно проходил в Одессе. 

У проекта были два основных подрядчика – немецкая «Мебиус констракшн юкрейн» и украинская компания «Мостбуд». Проект строительства разрабатывался «ЧерноморНИИпроект». «Мебиус констракшн юкрейн» - копала котлован и выполняла все подготовительные работы, «Мостбуд» - занималась непосредственно установкой железобетонных конструкций, которые формируют тело волнолома.

- Генеральный подрядчик по строительству волнолома – украинская компания «Мостбуд». Тот, кто строил, тот и должен будет довести работу до конца, - объясняет Михаил Соколов. 

Терминал строили четыре года, намывая площадку прямо в море

Большое видится на расстоянии

Чтобы оценить масштабы терминала отправляемся на Одесский морской вокзал, где в конце причала нас ожидает пришвартованный теплоход «Хаджибей». Судно медленно начинает выходить из гавани, обходя старый волнолом и Воронцовский маяк.

Теплоход набирает скорость и уверенно движется в сторону новой гавани, которая расположена между полузатонувшим волноломом и причалами. Названа она была Ланжероновской в честь исторического места - дачи графа Александра Ланжерона.

На палубе Михаил Соколов рассказывает о том, почему возникла идея такого проекта. Дело в том, что старая конфигурация гидротехники еще 10 лет тому назад поставила всех перед фактом, что расширятся больше некуда и существует возможность только насыпать новую территорию прямо в море. Именно поэтому возникла идея создать терминал с внешней стороны рейдового моря. Для расширения было намыто 19,5 га новой территории. Работы велись немецкой компанией «Мебиус констракшн юкрейн».

Интересно, что при строительстве терминала, с помощью службы МЧС, со дна моря было поднято порядка 500 снарядов, оставшиеся со Второй мировой войны. 

Дноуглубительные работы проводила немецкая компания Mobius

Первый пошел

Первое тестовое судно с терминала ушло днем ранее нашего прибытия.

- Но мы устроили для вас небольшое шоу. Наши краны работают, хотя судна и нет, - рассказывает генеральный директор «ГПК-Украина» Дирк Баттерманн, показывая в сторону трех массивных кранов-перегружателей, - Нам пришлось преодолеть ряд препятствий, но мы уже обработали первое судно на нашем новом причале. Интенсивность разгрузки составила 20 движений в час на один кран, что является неплохим результатом. 

Сегодняшняя мощность терминала компании «ГПК-Украины» (с учетом нового терминала введенного не в полном объеме и старого терминала) по оценкам Михаила Соколова составляет порядка 900 тысяч TEU. Для понимания масштабов терминала, стоит сказать, что согласно данным АМПУ за 8 месяцев текущего года на всех контейнерных терминалах страны было перевалено около 450 тыс TEU.

Новый терминал может принимать суда до 14 м осадки и более 300 м длинной. Это максимальных размеров судно, которое пропустят власти Босфора. Все, что выше этих размеров рассматривает специальная комиссия по безопасности мореплавания и решает проходить судну или нет. В финальной стадии проекта глубина у причалов составит 15 м.

За кранами расположена намытая территория с сверкающим на солнце белым песком. Здест впоследствии будут размещены склады. На сегодняшний день компания «ГПК-Украина» работает через складские территории и инфраструктуру старого терминала.

В тылу причалов сейчас складируется песок, который необходим для того чтобы в дальнейшем положить на него покрытие, по мере того как будут востребованы тыловые мощности этого терминала. 

Читайте также Интервью с президентом "ГПК-Украина"