На паромном комплексе стивидорной компании ГП "Ильичевский морской торговый порт" (бывшей паромной переправе "Ильичевск-Варна") 15 января собрались почти все ключевые менеджеры транспортной отрасли страны и региона. Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский и экономического развития Айварас Абрамавичус тщательно закутались шарфами и застегнулись на все пуговицы. Менее предусмотрительный и.о. главы УЗ Александр Завгородний мерз без перчаток, а одесский губернатор Михеил Саакашвили и вовсе явился в пуховике нараспашку.

"Мне все говорили, что это нереальный проект. Так и есть. Но я люблю делать именно нереальные проекты", - бросил Саакашвили окружающим, подходя к месту торжественного мероприятия. Всем своим естеством он выражал глубокое удовлетворение от происходящего. На фоне более мрачных выражений лиц (из-за неприятной погоды) остальных чиновников, казалось, что это персональный праздник экс-президента Грузии.

Читайте также Новый Шелковый путь и Украина: 5 ключевых вопросов

У парома Болгарского морского флота с символическим названием "Герои Севастополя" уже стоит заранее подогнанный поезд с 20-ю контейнерами. Один из них полностью завешен картой предстоящего маршрута. Благодаря этому всем отлично видно насколько Транскаспийский коридор сложен в логистическом плане. Необходимо переплыть два моря (Черное и Каспийское), пройти четыре порта и три страны, прежде чем добраться до китайской границы. 

"Время в пути – 11,5 суток, но есть реальные перспективы ускориться до 9 суток", - рассказывает Андрей Пивоварский.

"Это пробный поезд, откатываем маршрут. Сейчас поезд повезет 20 контейнеров (часть с металлической заготовкой, часть – пустых). Заготовка будет выгружена в Грузии, часть пустых вагонов пойдет на Китай под погрузку и возвращение. Время в пути – 11,5 суток, но есть реальные перспективы ускориться до 10 суток", - рассказывает Андрей Пивоварский.

Но всех присутствующих интересует главный вопрос - какие тарифы? Чиновники от ответа уклоняются. "Точно сможем конкурировать с российским маршрутом", - отмечает Пивоварский, но размер тарифа так и не озвучивает.

Однако, слухи вскоре начинают распространяться. Один из представителей Агентства по вопросам инвестиций и развития в Одесской ОГА Владимир Шемаев со ссылкой на инсайд со стороны руководства УЗ утверждает, стоимость фрахта 40-футового контейнера FEU из Украины до границы с Китаем (ж/д узел Достык) будет стоить 5 тысяч долларов. Впрочем, в Министерстве инфраструктуры и УЗ просят не спешить с публикацией этих данных, так как окончательные ставки будут определены только в конце января, или даже в феврале.

14 января стало известно, что Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина подписали протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. По словам главы ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Джавида Гурбанова, единая тарифная политика для грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту будет согласована между четырьмя странами к середине февраля.

Ходят слухи, что стоимость фрахта 40-футового контейнера из Украины до границы с Китаем будет стоить 5 тысяч долларов.

Если тариф действительно удастся понизить до 5 тысяч долларов, то эта ставка сможет конкурировать с маршрутом через Россию, но нерешенной остается проблема затрат по времени, поскольку Каспийское море часто штормит, да и перевалка сразу через четыре порта на маршруте негативно влияет на скорость доставки. Впрочем, для Украины в случае запрета Россией на транзит, Транскаспийский коридор остается единственной альтернативой доставки грузов в Среднюю Азию, и в таком случае скорость движения не столь важна. 

Россия подтолкнула

Важным фактором для активности Украины в вопросе запуска поезда по этому маршруту стали российские санкции: почти полное блокирование транзита украинских грузов, следующих в страны Азии. И в начале января Мининфраструктуры предложило перевозчикам транзит для товаров в объезд РФ.

Министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус, выступая перед собравшимися на паромном комплексе, акцентировал на том, что уже вступило в силу соглашение о Зоне свободной торговли с Евросоюзом, но обратил внимание, что стране приходится действовать в условиях политических решений Российской Федерации – об ограничении транзита украинских товаров и эмбарго на их ввоз. "Россия повела себя нечестно, как член ВТО, ограничив наш транзит в третьи страны – на Кавказ, в Среднюю Азию и Китай. Поэтому сегодня мы диверсифицируем пути доставки наших товаров в другие страны, это шаг вынужденный, но нужный и важный", – подчеркнул он.

На паромном комплексе собрались почти все ключевые менеджеры транспортной отрасли страны и региона.

В проекте задействованы много стран и организаций, но клиенты в итоге получат единый маршрут и единый тариф. Как отметил и.о. главы "Укзрзализници" Александр Завгородний, в рамках одного проекта увязаны четыре железные дороги (Украины, Грузии, Азербайджана и Казахстана), морские порты Поти, Батуми, Алят и Актау, Каспийское морское пароходство и даже участок частной железной дороги в Казахстане. "Но клиенты, погрузив состав в Европе или в Украине, без каких-либо изменений в документах получат груз на станции Достык – или уже в Китае", – заявил он.

Михеил Саакашвили был традиционно экспрессивен. "Это создание новой геополитической реальности. СССР был построен так, что все экономические потоки, в том числе транспортные, шли через Россию. Но мы вместе – Украина, Грузия, Азербайджан и Казахстан – должны показать, что мы можем работать лучше и что у нас больше преимуществ, чем у Таможенного союза. Украина обязана использовать свои козыри – ассоциацию с ЕС, географическое положение, – и быть договороспособной", – отметил он. И показав рукой на составы вагонов, готовые зайти в трюмы парома, добавил: "И вот он – кошмар Путина! Мы можем прожить без него!"…

"Пилот" с большими надеждами

Время следования поезда в пути, включая морские участки, – 11-12 дней (если не будет логистических задержек или штормов на море). Есть перспектива уменьшения до 10 дней. Паром способен загрузить 108 железнодорожных вагонов, однако "пилотный" поезд состоит из двадцати. Он отправился в путь частично с порожними вагонами, частично – с металлической заготовкой. Металл останется в Грузии, там будет отработана выгрузка. Пустые вагоны пойдут в Китай, будут загружены товарами – и отправятся обратно в Украину. Благодаря подписанным соглашениям, поезд будет идти без досмотра по единому тарифу "от точки до точки" – от перехода на границе Китая до порта Ильичевск.

Поезд отправился в путь частично с порожними вагонами, частично – с металлической заготовкой.

В течение первых рейсов будет отработана логистика, устранены обнаруженные проблемы – и уже через три-четыре недели может быть отправлен полностью загруженный состав. "Ожидаем, что до восьми пар поездов в месяц сможем отправлять. И будет очень хорошо, если за первый год мы сумеем отгрузить миллион тонн", – заявил министр инфраструктуры.

По словам вице-премьер-министра Геннадия Зубко, у проекта две главные цели: первая – экспорт украинских грузов на восток и импорт восточноазиатских товаров, вторая – участие Украины в проекте "Нового Шелкового пути" как транзитной державы.

Весомая заявка для того, чтобы Китай отметил Украину, как один из реальных вариантов нового шелкового пути сделан. Но для того, чтобы поезд превратился из демонстрационного на регулярный, необходимо окончательно решить вопрос с конкурентными тарифами, таможней и временем доставки товаров. 

Читайте также Новый Шелковый путь: нужен ли китайцам Ильичевск

Из Ильичевска паром ушел на Варну