Львовский аэропорт сегодня имеет одни из лучших темпов развития в Украине, и по пассажиропотоку уступает только двум столичным аэропортам и Одессе. 2017 год воздушная гавань завершила с приростом в 46%. Не сбавляет темпов аэропорт и в 2018-м: в январе пассажиропоток вырос еще в полтора раза. Кроме того, что Львов уже включен в расширенную географию полетов Wizz Air, о намерении летать отсюда в Европу заявил и другой лоукостер - Ryanair.

Помимо этого, вероятность открытия именно во Львове так называемого "западного хаба" сейчас изучает крупнейшая украинская авиакомпания - МАУ. На сегодня львовский аэродром уже является запасным для дальнемагистральных рейсов перевозчика.

Но останавливаться на этом здесь не собираются. О том, с какими авиакомпаниями ведутся переговоры, и каким будет развитие аэропорта Львов в ближайшие годы, рассказала ЦТС генеральный директор авиапредприятия Татьяна Романовская.

 

Во время пресс-конференции, посвященной прилету во Львов первого в Украине Boeing 777, вы заявили, что к концу года прогнозируемый пассажиропоток аэропорта составит 1,5 миллиона. За счет каких авиакомпаний и пассажиров, по Вашему мнению, будет прирост?

Согласно планам, которые мы разработали на этот год и, учитывая рейсы, которые открывают Wizz Air, Ernest и другие авиакомпании, рассчитываем в 2018-м на 1,5 миллиона пассажиров. Если удастся привлечь кого-то нового - это может быть и около 2 миллионов. Но что-то прогнозировать здесь трудно, ведь авиакомпании планируют рейсы за полгода-год.

Что касается наполнения, мы в первую очередь рассчитываем на местных пассажиров. Разве что в случае с Лондоном будет пассажиропоток inbound, потому что у нас нет безвизового режима с Великобританией. То есть будет больше британцев наполнять этот рейс и это, я считаю, также хорошо и для города, и для государства. Но есть и много украинских бизнесменов, которые летают. Наши пассажиры - это не только туристы.

Относительно Испании - мы ведем переговоры с Vueling.

Пассажиров в первую очередь интересует перспектива запуска из аэропорта рейсов бюджетных авиакомпаний. О планах Ryanair мы уже знаем. Что насчет остальных? EasyJet, Eurowins, другие популярные лоукостеры?

Пока мы имеем три направления, которые открывает Wizz Air, и поэтому фактически другие лоукосты будут смотреть, как они будут работать. EasyJet обслуживает преимущественно английский рынок, на который как раз выходит Wizz Air. Eurowings - немецкий лоукост. Но Дортмунд и Берлин уже тоже заняты Wizz Air. Относительно Испании, тут все свободнее, и мы ведем переговоры с Vueling.

В прошлом году LOT заявлял о возможности запуска рейса в Гданьск. Когда это произойдет?

Как известно, Гданьск уже есть в списке Wizz Air, поэтому LOT туда, скорее всего, не будет летать.

Ernest Airlines - одна из тех авиакомпаний, которые должны обеспечить прирост пассажиропотока аэропорту Львов в 2018 году.

Вы также говорили о переговорах с азиатскими авиакомпаниями. Каковы наиболее реальные перспективы запуска рейсов во Львов?

Скажу сразу, что компании любят, когда они сами озвучивают свои намерения. Аэропорт ждет, работает, предлагает скидки, тем более, что мы имеем внутреннюю поддержку города и области (продвижение, хостинг и т. д.). Переговоры с несколькими азиатскими компаниями ведутся, но на самом деле к ним не так легко достучаться. Их очень трудно убедить, сделать какую-то рекламу. Они предпочитают полеты туда, где уже есть маршруты. Поэтому с ними надо больше разговаривать или применять другие средства. К примеру, искать людей, которые захотят работать над продвижением аэропорта.

В конце января Вы в составе делегации Мининфраструктуры летали в Катар. О чем удалось договориться? Стоит ли нам ожидать новостей о заходе во львовский аэропорт катарской авиакомпании?

Было бы преувеличением после первого визита делать определенный анонс. Но сам факт, что делегация летала с министром, очень сильно усилил интерес Qatar Airways ко Львову. Они пообещали, что обратят внимание на нас и будут изучать наши возможности. А когда немного потеплеет и у них будут свободные места в расписании, то приедут к нам с проверкой инфраструктуры. Такого, мол, "летим завтра" не было, но, конечно же, такие рейсы не открываются за один день. Даже над Киевом еще пришлось бы поработать.

Все же можно их (Qatar Airways) ожидать в этом или, может быть, в следующем году. 

Для нас даже начало переговоров с одним из мировых лидеров еще несколько лет назад был из разряда фантастики. Но в связи с тем, что события в Азии происходят очень динамично, интерес компании Qatar Airways к нам значительно возрос.

Тем более, что и сам аэропорт во Львове развивается очень мощно: то, что мы имеем 50% прироста - очень хороший показатель. Авиакомпании смотрят не на то, какой у вас пассажиропоток, а на то, какой у вас прирост, тенденция. Поэтому, я предполагаю, что несмотря на то, что они долго думают, все же можно их ожидать в этом или, может быть, в следующем году. Ведь Киев открыт, и возможно, компании будет интересно иметь в Украине и другую базу. Потому что наше государство большое и перспективное, а им тоже нужно развивать свои маршруты. Поэтому Львов мог бы стать для Qatar Airways запасным аэропортом. В этом году уже были случаи, когда у них рейсы отменялись, и они вместо Киева шли на зарубежные аэропорты, хотя фактически можно было садиться во Львове.

Т. Романовская: "Сам факт, что делегация летала с министром, очень сильно усилил интерес Qatar Airways ко Львову".

Что насчет развития хабовой модели в аэропорту Львов? О намерении в будущем создать во Львове западный региональный хаб уже заявили в авиакомпании МАУ. Какие планы самого аэропорта по этому поводу?

Вопрос западного хаба мы озвучиваем специально для авиакомпании МАУ, потому что, как только начнутся дальнемагистральные рейсы, - мы уже хаб. Это значит, что мы реально тех 300 человек на рейс собрали из нашего региона. То есть подвезли из 9 смежных областей, а также частично из Польши. Тогда это уже будет хаб. До этого, пока нет дальнемагистральных рейсов, мы хабом себя не считаем. Хотя, в принципе, львовский аэропорт сегодня можно назвать транзитным для пассажиров point-to-point, которые из Львова другими видами транспорта путешествуют в соседние регионы.

Планируете в связи с этим развивать сообщение аэропорта с городом?

Мы работаем над этим. Причем не только со Львовом, но и с Ивано-Франковском, с Черновцами, Тернополем. Я надеюсь, что в апреле-мае будет наконец принято решение и этим летом удастся запустить новые транспортные соединения.

Что касается запуска автобусов из аэропорта до железнодорожного вокзала и автовокзала во Львове - у нас с мэрией это такой же длительный и напряженный переговорный процесс, как и с авиакомпаниями, полгода возимся (смеется).

А как насчет развития железнодорожного сообщения? Не ведете переговоры с "Укрзализныцей"?

Путь у нас подведен, мы можем запускать остановку Скнилов уже хоть сейчас, но это, на мой взгляд, немного более отдаленная перспектива. Эта станция размещена в стороне от главной ветки, поэтому нужна пересадка. Мы пока этот вопрос еще не поднимаем - подождем, когда будет более мощный спрос. Но целесообразность такого проекта однозначна, ведь с его помощью можно обеспечить и прямое железнодорожное сообщение с карпатским курортами и санаториями в Трускавце и Моршине.

Бывают пиковые периоды, когда уже не хватает стоянок для больших самолетов.

Какие дальнейшие планы по расширению технических возможностей аэропорта?

Мы после реконструкции к Евро-2012 имеем очень хороший аэропорт, готовый обслуживать большие самолеты по категориям С и D. Осталось лишь несколько проблем, которые мы до сих пор не можем решить: это вопрос передачи на баланс и завершения некоторых объектов. То есть, на сегодняшний день мы еще не все жизненно важные узлы получили в полную эксплуатацию... Увеличение мощностей, которое мы сегодня имеем, несет очень большие риски. Надеемся, что нам государство и правительство помогут и в этом году проблемные вопросы будут закрыты. А это значит, что аэропорт сможет полноценно работать в плане электроснабжения и других технических возможностей.

На сегодняшний день нам очень нужна электроподстанция. Если она реально заработает, то нам будет намного легче с энергоснабжением. Сейчас, в частности, рассматриваются варианты уменьшения дивидендов для аэропорта, чтобы мы смогли за счет собственных средств завершить строительство объектов. Я постоянно подчеркиваю, что в первую очередь нужно вложить средства в подстанцию, ведь осталось совсем немного - она ​​закончена на 90%, практически построена, но мы не можем ею пользоваться. Даже для запуска второй категории для приема самолетов (30/300) мы вынуждены были искать резервный вариант подключения к питанию.

А дальше уже будем думать о cargo терминале и новых паркоместах. Ведь бывают такие пиковые нагрузки на аэропорт летом, что у нас уже не хватает стоянок для больших самолетов.

После реконструкции к Евро-2012 в аэропорту стало меньше мест для стоянок самолетов потому, что увеличили ширину полосы и уменьшили перрон.

Как это ни странно, но после реконструкции к Евро-2012 у нас стало меньше паркомест. Было 22, а сейчас - 17 и не все для больших типов самолетов. А все потому, что увеличили ширину полосы и уменьшили перрон. Мы можем использовать для этого третий перрон, который делали на основе полосы, которую строили еще немцы во время Второй мировой войны.

В последнее время в Украине очень популярна идея концессии аэропортов. Как Вы относитесь к такой инициативе?

Пока не хочу комментировать эту тему. Я считаю, что, независимо от формы собственности аэропорта, он должен развиваться. Есть свои плюсы и свои минусы, как в государственной собственности, так и в концессионной. Конечно, мировой опыт показывает, что может быть более эффективным использование инфраструктуры аэропорта, когда, например, полоса государственная, а все остальные - нет.

Наша ситуация все же отличается от других европейских стран. Поэтому мы пока просто развиваем аэропорт в таком состоянии, как он сегодня есть. Поскольку, в принципе, тот факт, что мы сегодня все имеем в одних руках, наоборот помогает удерживать наши темпы развития и предоставлять авиакомпаниям скидки на полосе, в то время, когда мы компенсируем их тем, что развиваем неавиационную деятельность. Это и аренда помещений, и duty free, и продажи.

Да, нам достаточно трудно при государственной собственности это развивать, потому что приходится отдавать в бюджет значительную часть от аренды. Но мы и в этих условиях находим выход и, благодаря увеличению пассажиропотока, увеличиваем количество точек продажи кофе-чая, кафе, duty free, паркомест и тому подобное.

Читайте также На пути к миллиону - интервью с коммерческим директором аэропорта Харьков