23 марта ирландский лоукостер Ryanair во второй раз возвестил о своем заходе на украинский рынок. И, кажется, в этот раз все серьезно. Рейсов авиакомпании станет больше, и возникает вопрос - где и как Ryanair ремонтирует свой флот из более чем 400 самолетов Boeing? За ответом не пришлось далеко идти - ЦТС поговорил с гендиректором компании KAMS - дочернего ТОиР предприятия Ryanair в Литве Каролисом Чапокасом.

Не без удивления узнали, что уже сейчас техобслуживанием воздушных судов лоукостера здесь занимаются и украинцы - их работой в компании довольны, и будут привлекать еще больше наших специалистов к сотрудничеству.

Каролис, расскажите пожалуйста, как ваша компания связана с Ryanair?

KAMS расшифровывается как Kaunas Aircraft Maintenance Services - это на 100% дочерняя структура авиакомпании Ryanair, зарегистрированная в Литве. Мы начали работать в 2012 году. Наша задача - базовое техническое обслуживание воздушных судов авиакомпании. За эти годы мы выполнили более 500 технических обслуживаний.

Так же мы осуществляем линейное операционное обслуживание самолетов авиакомпании, базирующихся в Каунасе и Вильнюсе. Кроме того, наши специалисты оказывают неотложную помощь нашим самолетам в случае возникновении такой необходимости и в других аэропортах стран Балтии (Паланга, Рига и Таллин). Главная задача в таких случаях - реагировать с реактивной скоростью.

Мы сертифицированы на выполнения всех форм базового обслуживания для воздушных судов типа Boeing 737-800, в том числе, структурных проверок. С прошлого года мы выполняем даже самые сложные 8-летние проверки.

Ходят слухи, что Ryanair обслуживает самолеты по специальной программе не требующей большого базового ТО? 

Это не совсем так. Действительно, авиакомпания использует специально утвержденную программу технического обслуживания воздушных судов, позволяющую оптимизировать время базового обслуживания. И мы стараемся его делать максимально быстро. Но все, что должно быть выполнено на самолетах во время ТО, - выполняется.

Флот нашей авиакомпании один из самых молодых в Европе - около 6 лет. Молодые самолеты требуют меньшего ТО, чем возрастные. В целом по программе ТО самолеты обслуживаются по календарю после определенного срока с начала полетов - спустя 2, 3, 6, 8, 11, 14 и 16 лет. (Правда, самый старый самолет авиакомпании еще не достиг 14 лет).

Ryanair использует специально утвержденную программу технического обслуживания воздушных судов, позволяющую оптимизировать время базового обслуживания.

Само техническое обслуживание - это очень структурированное четко планируемое мероприятие. Заранее получая списки предстоявших работ, мы можем очень четко планировать свои действия и время.

Изначально мы работали только с новыми самолетами (2-3 летними). Сейчас же, наработав опыт, наоборот - специализируемся на более возрастных ВС.

В свой первый сезон мы обслужили 83 самолета, зимой 2015/16 гг - 166 воздушных судов, в текущий сезон их будет всего 58. Но, как я уже заметил, совершенно изменился характер работ. 8-летние и 11-летние проверки требуют более высокой квалификации и внимания.

Как удается так быстро обслуживать самолеты?

Самые короткие проверки мы выполняем за 5 дней. В этот период на воздушном судне безостановочно круглые сутки работают люди. Мы работаем 24 часа 7 дней в неделю в три смены. В нашей компании только два выходных - Новый год и Рождество. Правда весь летний период с 1 июня по 31 августа мы отдыхаем. Летом в высокий сезон базового обслуживания Ryanair не проводит - самолеты должны возить отдыхающих.

А что в это время делает ваш персонал?

Большинство - в отпуске. Некоторые отправляются в командировку на наши линейные станции с повышенной летней нагрузкой - на испанских курортах или в Лондоне. Но их меньшинство.

Как много людей работает сейчас у вас?

В 2012 году нас было 45 человек. Сейчас же уже более 220!

У нас в ангаре работает более 20 украинцев.

Это все литовцы или есть и иностранные граждане?

Ryanair - общеевропейская компания, у нас работают люди разных национальностей. Например, в ангаре есть более 20 украинцев, а также испанцы, греки и другие.

Вы принимаете только людей с опытом?

У нас очень много работает молодежи, пришедшей сразу после университета. У нас есть много людей, которые начинали с нами 6 лет назад, имея нулевой опыт, теперь они доросли уже и до позиций инженера.

У Ryanair есть собственная школа (PART 147) технической подготовки персонала внутри компании. Это, кстати, касается и тех сотрудников, которые приходят к нам уже с опытом, но без действующих европейских лицензий, как, например, украинские авиатехники. У нас они сдают нужные экзамены и получают уже европейские сертификаты и лицензии, необходимые для работы.

Что представляет собой ваше производство?

У нас два ангара, позволяющих обслуживать 2 ВС одновременно. Есть свой цех структурных работ, что очень важно для сложных проверок. Так же у нас есть цех проверки и ремонта бойлеров, цех проверки и зарядки.

Каролис Чапокас - директор дочерней авиаремонтной компании Ryanair в Литве

Как проходит сама работа на борту во время ТО?

Все работы разделены на 6 зон: Крылья, Двигатели, Кабина, Авионика, Багажники, Фюзеляж/Стабилизатор. За каждый отвечает отдельный инженер, под его началом работает по 4 механика. Обслуживанием конкретного самолета руководит отдельный менеджер. 

Как я уже говорил, огромное внимание уделяется планированию и подготовке к проверке. Мы заранее получаем все заказы на работы, логисты заранее готовят все необходимые к замене запчасти. Самолет, прилетая, на маленький чек уже через 2-14 суток должен вылететь к пассажирам.

А что касается задержек из-за каких-то вскрытых дефектов?

При необходимости, деталь или блок просто меняется на исправные, а сломанные отправляют на дальнейший ремонт.

А структурные проблемы? Коррозии? То, что обычно вскрывается на больших сложных проверках?

Это возможно лишь на возрастных самолетах, наш флот, я напомню весьма молодой. Но, конечно, во время больших проверок, мы тщательно проверяет все конструкции и самолет проходит все необходимые работы в том числе структурные.

Если после вскрытия какой-то зоны обнаруживается дополнительные работы, инженер сразу заказывает себе дополнительных людей на все смены - и днем, и ночью люди будут работать, чтобы выпустить самолет вовремя. В противном случае, менеджер заранее сообщает отделу планирования, что такой-то самолет задержится с вылетом на 2 или 5 суток. Это нормальный рабочий процесс. 

У Ryanair есть три бизнес-джета, используемых не только для полетов топ-менеджеров, но и для доставки бригады техподдержки или запасной части в любой аэропорт.

Работает ли ваша компания со сторонними клиентами?

Нет. Мы работаем лишь с самолетами нашей "мамы" - Ryanair.

А что насчет работы с другими провайдерами ТОиР?

Философия Ryanair - делать все, что можно, самим. У авиакомпании выработаны очень высокие стандарты ТО, а также реагирования, в случае необходимости, мобильных технических групп. В частности, у Ryanair есть три бизнес-джета, используемых не только для полетов топ-менеджеров, но и, в случае надобности, для доставки бригады технической поддержки или запасной части в любой аэропорт, куда летает наша авиакомпания.

Сейчас в Ryanair работает 850 человек инженерно-технического состава, в 2024 году прогнозируется 2000.

Какие планы на развитие у вашей компании?

Мы всего лишь региональное подразделение Ryanair. Стратегические решения принимает и озвучивает центральный офис. Мы крупнейшая авиакомпания в Европе. Сейчас у Ryanair 427 самолетов, в 2024 году планируется 600. Их средний возраст в 2024 году будет еще моложе, чем сейчас - менее 5 лет. Естественно, их нужно будет кому-то обслуживать. Сейчас у Ryanair 3 базы технического обслуживания в Великобритании, Литве и Польше - всего 9 слотов. Заканчивается строительство нового ангара в Севильи в Испании. Планируется, что число слотов в ангарах через 6 лет вырастет более, чем в 2 раза. Как и где - этим занимаются другие люди. Сейчас в авиакомпании работает 850 человек инженерно-технического состава, в 2024 году прогнозируется 2000. Для молодых людей и авиатехников есть стимул - мы все время в поисках новых сотрудников.

Читайте также Мир меняется: 5 трендов техобслуживания самолетов в ближайшие 10 лет