Недавно председатель Фонда госимущества Игорь Билоус заявил, что отдает предпочтение концессии морских портов, а не их приватизации. "Лично я склоняюсь не к продаже портов, а концессии по стандартам, которые существуют во всем мире. Это суперхорошая и ликвидная государственная собственность, которую, я считаю, не нужно продавать", – заявил он. В связи с этим мы обратились к главе ФГИ за комментарием и спросили, чем продиктована такая его позиция. Также мы спросили его мнение о возможности приватизации государственных аэропортов, а также "Укрзализныци".

На днях вы высказали свое мнение о необходимости сохранить морские порты в госсобственности и о преимуществах концессии. Вы имели в виду все порты или какие-то конкретные, скажем, наиболее важные?

Концессия могла бы быть для большинства портов наиболее выгодной формой управления. Но ситуацию по каждому порту нужно рассматривать отдельно. Тем более, что проводить приватизацию-продажу во многих случаях просто невозможно. Во-первых, порты входят в список стратегических предприятий и приватизации не подлежат. Во-вторых, многие из них – такие, как, например, Ильичевский порт – приватизировать было бы просто невозможно, потому что они связаны договорами аренды на 30-40 лет вперед, и арендаторы построили там инфраструктуру, которую пришлось бы выкупать. А откуда государство взяло бы на это деньги? Поэтому если возникнет вопрос приватизации портов, повторюсь: нужно будет рассматривать ситуацию вокруг каждого порта по отдельности.

"Если возникнет вопрос приватизации портов: нужно будет рассматривать ситуацию вокруг каждого порта по отдельности".

Сейчас идет процесс преобразования "Укрзализныци" в акционерное общество. Вы выступаете за его сохранение в госсобственности? Или возможна частичная приватизация с сохранением за государством контрольного пакета акций?

"Укрзализныця" – также стратегическое предприятие. Если парламент когда-нибудь решит вывести его из списка запрещенных к приватизации, потребуются серьезные всесторонние обсуждения и анализ. Но однозначно контрольный пакет останется в государственной собственности. Сейчас Фонд принимает участие в корпоратизации "Укрзализныци", мы предоставили свою оценку и в рамках выполнения Постановления КМУ №200 должны будем передать в управление ПАТ "Укрзализныця" шесть хозяйственных субъектов.

Что вы думаете насчет возможности приватизации аэропортов Бориспол" и Львов?

О приватизации аэропортов сейчас вообще речи не идет. Да, в Европе существует опыт приватизации аэропортов, и все-таки более распространенной формой является концессия. Уверен, для Украины этот вариант наиболее выгоден, но только при условии изменений концессионного законодательства в соответствии с международными стандартами.

В нынешнем году планируется продать активы почти тридцати предприятий транспортной сферы (согласно Постановлению Кабмина от 12 мая 2015 года № 271). С чем связана их продажа? Это неликвидные активы?

Нужно рассматривать каждый случай отдельно. Я же придерживаюсь той позиции, что государство является неэффективным менеджером, который не справляется с управлением предприятиями. Поэтому, если мы хотим, чтобы эти предприятия работали и приносили прибыль, платили налоги и создавали рабочие места, к их управлению следует привлечь частный капитал, который их модернизирует и наймет для управления грамотных и мотивированных менеджеров.

Каковы ваши прогнозы на этот год? Удастся ли выполнить план приватизации?

Мы живем в турбулентное время, когда прогнозировать что-либо довольно сложно, все меняется каждую минуту. Но мы работаем, делаем все, что от нас зависит, чтобы план был не просто выполнен, а выполнен грамотно – посредством проведения прозрачной приватизации с соблюдением всех требований закона. Это важнее, чем формальное выполнение плана.

Читайте также Какие перспективы у портов Украины видят западные эксперты – интервью с директором MTBS