Водоворот политических событий в Украине заметно изменил географию пассажирских перевозок. Сегодня поезда, на которые еще год назад было практически невозможно купить билеты, пустуют. Например, на популярный состав №12 Киев–Симферополь продано лишь 37% мест на 1 июня. Заметно снизился спрос и на российских направлениях. С 1 июня между нашей страной и северным соседом будет курсировать на девять поездов меньше, чем годом ранее. А теперь обо всем по порядку.

Читайте также Транспорт Крыма: два месяца после аннексии Россией

Новый график движения поездов на 2014/2015 годы предусматривает работу 246 пар, что на 39 пар меньше, нежели годом ранее. Причем круглогодично будут курсировать 159 пар, в сезонном режиме – 31, а по требованию – 27. Основные изменения наблюдаются на традиционных курортных маршрутах, среди которых пляжи Крыма уже далеко не на первом месте.

Крым Политические события на полуострове обернулись для пассажиров серьезными неудобствами. Теперь пограничники и таможенники проводят свои технологические операции в Херсоне, Новоалексеевке, Мелитополе и Джанкое. Это существенно увеличивает время хода поездов, задерживая их в лучшем случае на два часа. На фоне всего произошедшего железнодорожники отмечают стремительное падение спроса на билеты в Крым. Например, в апреле пассажиропоток сократился на 40%, а в мае — уже на 58% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.

Безусловно, такая динамика вынуждает не только "Укрзализныцю", но также железные дороги Беларуси и России пересматривать графики движения поездов, опираясь на уровень спроса. А период неопределенности начал порождать слухи и кривотолки. Крымские СМИ, ссылаясь на анонимный источник в РЖД, забили тревогу: с 1 июня российские туристы не смогут доехать на полуостров в поездах через территорию Украины! Железнодорожники не сумели договориться между собой! И нет у АРК больше связи с материком!

Однако скандальная информация не подтвердилась. Продажи на поезда в крымском направлении открыты, и в новом графике предусмотрено движение 48 пар поездов, что на 57 меньше, чем годом ранее. Причем 21 из них – формирования "Укрзализныци", 8 пар – Белорусской железной дороги и 19 пар – РЖД. Правда, пока что приобрести билеты можно лишь на период с 1 по 15 июня, что в Госадминистрации объясняют необходимостью проанализировать спрос и регулировать в зависимости от этого интенсивность работы.

"Мы провели с российской и белорусской стороной переговоры об интенсивности движения. Ведь, кроме технических причин, есть еще и фактор спроса. А он существенно снизился. И мы открыли с 1 июня продажу на 15 суток, так как нужно было отработать условия, на которых будут ходить поезда, осуществляться взаиморасчеты. Нужно также проанализировать спрос, так как пока что в крымском направлении нет ни одного полносоставного поезда. Самый заселенный поезд на 1 июня – это 28-й, который заполнен на 61%. Поэтому в течение недели мы будем смотреть на востребованность этих поездов. И мы согласовали с белорусской и российской железными дорогами то, что делать сейчас глубину продаж более 30 суток не имеет смысла. Потому что, если потребуется оперативно реагировать на интенсивность движения, это будет минус для всех", - поясняет начальник главного пассажирского управления "Укрзализныци" Игорь Бреус.

В Крым будет ходить на 54 поезда меньше, чем в прошлом году

Что же касается сообщения между Крымом и странами СНГ, то, по его словам, пока что загрузка поездов на этих направлениях не превышает 13%. Цены на билеты из Украины на полуостров остаются на прежнем уровне. Правда, сокращая интенсивность движения в АРК, "Укрзализныця" увеличивает ее в направлении других мест отдыха: Одессы, Бердянска, Геническа, Херсона, Западной Украины. В новом графике движения предусмотрены восемь новых маршрутов: №246/245 Черновцы–Львов–Геническ, №256/255 Львов–Херсон, №282,281 Киев–Геническ, №287/288 Киев–Одесса, Измаил, №452/451 Николаев — Донецк (по требованию), №472/522-551/471 Днепропетровск, Кривой Рог — Бердянск.

Помимо этого, увеличивается частота курсирования таких поездов, как №227/228 Киев-Бердянск, №120/119 Запорожье-Львов, №13/14 Ужгород-Киев и №668/667 Черновцы-Ковель. Планируется запуск поездов Харьков — Ивано-Франковск и Харьков — Ужгород, которые будут отправляться через день.

Международное сообщение Безусловно, политические события не могли не отразиться на маршрутах в страны СНГ. В апреле и мае пассажиропоток на этих направлениях снизился примерно на 40%. Это вынудило железнодорожников отменить уже в действующем графике поезд №3/4 Киев-Москва. В новом расписании будут отсутствовать девять пар поездов сообщением Украина — Россия. Из них три — формирования "Укрзализныци", шесть — РЖД. Кроме того, снижается интенсивность движения пяти составов, которые ранее отправлялись ежедневно, а теперь будут ходить через день: №90/89 Жмеринка — Москва, №78/77 Ковель — Москва, № 6/5 Киев- Москва, №78/77 Мариуполь — Москва и 33/34 Москва — Одесса.

Усовершенствование пограничного и таможенного контроля позволит ускорить поезд №86/85 Минск — Киев. Теперь все процедуры проходят на станции отправления, что дает возможность сократить время хода в сторону столицы Беларуси на 1 час 32 минуты, а в обратном направлении — на 1 час 21 минуту.

Кроме того, в международном сообщении появятся новые беспересадочные вагоны, которые будут следовать по маршрутам Львов — Варна, Черновцы — Варна, Львов — Будапешт. В новом графике также предусмотрен круглогодичный ежедневный двухгруппный поезд № 20/92-91/19Кременчуг, Полтава, Харьков — Москва. Вагоны будут соединяться и разъединяться в Харькове.

Восток Украины Боевые действия в Донецкой и Луганской областях препятствуют нормальной работе железных дорог и по сути оставляют открытым для движения только одно направление — Донецк — Ясиноватая.

"Прервано движение на направлении Лозовая — Славянск, а также через Сватово и Красный Лиман. Уже 14 поездов курсируют по измененному маршруту через Донецк и Ясиноватую. Из-за этого поезда задерживаются от полутора до пяти часов", - говорит Бреус. В связи с перенасыщением маршрута "Укрзализныця" рассматривает возможность сокращения периодичности поездов в восточных областях.

Дальнейшие изменения в графике движения поездов будут зависеть от того, как скоро удастся стабилизировать ситуацию на Востоке, а также договориться с железнодорожными операторами соседних стран относительно сообщения с Крымом.