Российская академия наук одобрила проект создания "Трансевразийского пояса развития" (ТЕПР). Над ним работали сотрудники академии и Института опережающих исследований им. Е.Л.Шифферса. Концепцию, выступая с докладом в президиуме РАН, озвучил глава ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин.

Читайте также Добраться до Вены: как события в Украине нивелировали прорыв РЖД в Европе

Речь идет о глобальной железнодорожной магистрали со сверхскоростным транспортом, связывающей Европу и Азию. При этом вокруг транспортных и энергетических коридоров вдоль всей Евразии предполагается создание поселенческо-индустриальной полосы шириной 200-300 км, создание новых городов и высокотехнологических производств с миллионными новых рабочих мест. По задумке, такие "наукоёмкие города" должны быть комфортными, и жить в них будут высококвалифицированные профессионалы с высокими зарплатами. Правда, российским правительством ТЕПР пока не одобрен (хоть появился на свет не только теперь и обсуждался с европейскими учеными-экономистами еще осенью 2012-го).

В интервью ИТАР-ТАСС Якунин сказал, что Транссибирская магистраль уже на пределе своих транспортных возможностей, и если бы в свое время не построили БАМ, то на железной дороге уже были бы пробки. "Поезда по БАМу и Транссибу идут уже с интервалом восемь минут! Скоро здесь будет график, как в метро.  Необходима сущностная реконструкция. Отчего бы не провести ее в качестве мегапроекта с комплексным строительством не просто транспортного коридора, но и коридора обмена инфраструктурными импульсами, энергетикой, ресурсами, кадрами и так далее? ", – отметил он.

"Россия находится в центре транспортных и энергетических интересов трех больших регионов – Западной Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии – и может за короткий срок стать центральным элементом этой суперсистемы, к которой будут тяготеть Индия, Иран, арабский мир, постсоветские республики Азии", – заявил Якунин.

Планируется соединить порты Приморья и пограничные пункты путей Китая с западной границей Белоруссии, а также сделать ответвление к Северной Америке: Сибирь – Берингов пролив – Аляска.

Якунин назвал три больших узла, вокруг которых должен формироваться ТЕПР: узел "Новосибирск-Красноярск" через Кемерово, узел "Астана-Алматы" через Караганду и узел «Владивосток-Хабаровск». «Возможно, следует закладывать ещё четвёртый узел "Екатеринбург-Тюмень" для связи Европейской части России с Сибирью. Собственно, на этих трёх-четырёх узлах и должны быть созданы новые молодёжные города", – сказал глава РЖД. И добавил, что основу транспортного коридора будут составлять сверхскоростные пассажирские и грузовые поезда на магнитном подвесе", развивающие скорость 500-700 км в час.

Планируется соединить порты Приморья и пограничные пункты путей Китая с западной границей Белоруссии, а также сделать ответвление к Северной Америке: Сибирь – Берингов пролив – Аляска.

Директор Института опережающих исследований имени Е. Л. Шифферса Юрий Громыко говорит, что Россия заинтересована в развитии и модернизации двух направлений странового железнодорожного моста – одного от Урумчи через Алматы на Астану, Петропавловск и Екатеринбург и второго – на основе Транссиба. "Модернизация Транссиба потребует также использования БАМа и построения тоннеля или моста, соединяющего Сахалин с материком для выхода на Хоккайдо и включения Японии в железнодорожные перевозки по БАМу и Транссибу", – пояснил он российской прессе.

Даже неспециалисту понятно, что такой проект требует колоссальных долгосрочных инвестиций. Его авторы и сами не берутся назвать необходимую сумму, но говорят, что речь идет о десятках триллионов евро. И подбадривают: инвестировать их нужно будет не сразу, а поэтапно в отдельные проекты, которые затем интегрируются в одно целое. Громыко считает, что во время реализации проекта будут созданы объекты, способные приносить прибыль ещё до завершения всего проекта – как гидротурбина, начинающая производить электроэнергию еще до окончательного завершения строительства плотины.

Несмотря на такие оговорки, самостоятельно Россия проект все равно явно не потянет, необходимо привлекать другие заинтересованные государства. Тем более что критики уже вопрошают, о каком масштабном строительстве может идти разговор, если в России за год строят только сотню новых путей, да и Якунин жалуется на падение объемов грузоперевозок. Как комментировал ранее "Российской газете" советник президента России экономист Сергей Глазьев, несмотря на межгосударственные программы по развитию транспортной инфраструктуры, "нет такого разнообразия финансовых инструментов и такого объема свободного капитала, который мог бы поднять это гигантское пространство на передовой технический уровень и сделать наше евразийское сообщество локомотивом роста".

В максимально эффективной транспортировке грузов в Европу очень заинтересован Китай. Но у него есть и свой грандиозный проект – Экономический пояс Нового Шелкового пути, предполагающий строительство транспортного коридора из КНР в Европу в обход России. Собственно, проектов по созданию транспортных коридоров у Китая немало. Азербайджан, Турция и Иран рассматривают возможности соединения своих железных дорог.

После недавней встречи министров иностранных дел этих стран министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу отметил, что реализация проектов и налаживание железнодорожного сообщения между странами Азии "позволит наладить транспортировку грузов от Пекина до Лондона". Железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, которая соединит Азербайджан и Турцию, должны достроить к середине 2015 года. Будет построена новая 105-километровую ветку железнодорожной магистрали.

С одной стороны, российские специалисты не воспринимают это как угрозу: мол, это просто дополнительный маршрут при условии загруженности Транссиба, ведь он уже есть, и будет модернизирован: в конце июля 2013 года была одобрена программа реконструкции Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей стоимостью в 562 миллиарда рублей. Альтернативный же железнодорожный коридор через Центральную Азию в основном прорабатывается.

С другой стороны, как отмечал директор Центра по изучению России и Центральной Азии Фуданьского университета (Шанхай) Жао Хуашен, китайскую инициативу «можно рассматривать и как вызов РФ". В интервью "Российскому совету по международным делам" свою позицию он объяснил тем, что центрально-азиатский регион входил в состав СССР, и Россия "психологически относится к нему по-особенному и рассматривает его как зону своего влияния". Правда, при этом он уверял, что РФ нечего опасается того, что КНР станет помехой Евразийскому союзу: мол, ему нечем заменить исторические связи между Россией и республиками бывшего СССР.

Тем не менее, идея создания южной ветки странового моста от Китая в Европу через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Ирак, Турцию российских специалистов озабочивает. Так, тот же Громыко отмечал, что "развитие только этого направления ослабляло бы Транссиб как важнейшую российскую транспортную инфраструктуру связи Европы и Дальнего Востока".