Семь лет назад Амол Ядав объявил своим родственникам и друзьям, что он построит самолет на крыше многоэтажного жилого дома в перенаселенном индийском городе Мумбаи. Друзья и члены семьи с неким скептицизмом спросили молодого пилота, как он планирует спустить самолет вниз, когда он будет собран. "Я действительно не знаю", - сказал он им.

Ядав, который летает на двухмоторных турбовинтовых самолетах, очень упрям. В пятиэтажном здании, где проживает его семья из 19 человек, не было лифта, поэтому заводские токарные станки, компрессоры, сварочные аппараты и импортный 180-килограмовый двигатель он и его близкие таскали на крышу по узкой лестнице.

Несмотря на летний зной и проливные муссонные дожди, Амол Ядав и его пестрая команда - механик автомобильного гаража и специалист по производству - работали под брезентовым навесом на неухоженной крыше площадью 111,5 кв. метров, то есть менее половины площади теннисного корта.

В феврале прошлого года шестиместный винтовой самолет был готов. По словам Ядава, это первый самолет в Индии, построенный на крыше дома. Как он утверждает, мощность двигателя позволяет самолету подняться на высоту 3920 м; а бак вмещает достаточное количество топлива, чтобы пролететь расстояние в 2000 км на скорости 342 км/ч. "Теперь нам нужно было снять самолет с крыши и показать его людям", - рассказал 41-летний Ядав.

Правительство организовало в Мумбаи масштабное шоу Make in India, названное в честь амбициозной инициативы премьер-министра Нарендры Моди, направленной на превращение страны в мировой центр производства. Когда Ядав попросил разрешения у организаторов выставить на показ свой самолет, ему отказали, сославшись на отсутствие свободного места. Его братья помчались в район Бандра, на западе Мумбаи, где проходила выставка, и нашли место, где бы можно было показать самолет. Они уговорили охранников, убедив их в "важности демонстрации самодельного самолета".

02

"Итак, мы решили ночью разобрать самолет, прийти без приглашения на шоу и показать его миру", - говорит Амол Ядав. В один тихий вечер он и его семья разобрали самолет. Они сняли двигатель, крылья, хвост и фюзеляж. Затем с помощью электрического крана, установленного на крыше, они опустили детали самолета вниз на дорогу, где их поджидали два грузовика. Вздыхающая толпа соседей наблюдала за процессом, затаив дыхание.

В какой-то момент кран заклинило, и девятиметровый фюзеляж повис в воздухе. "У меня чуть не случился сердечный приступ. Мы думали, что кран сломается, и фюзеляж упадет на улицу. Но затем, после нескольких минут ожидания, кран снова начал работать, и все прошло хорошо", - говорит Ядав.

04

Разобранный самолет быстро упаковали в грузовики. Около полуночи они промчались по пустынным улицам города, а фюзеляж был отбуксирован на выставочную площадку с помощью одной из машин.

Там их встретили охранники, и команда Ядава за три часа собрала самолет. Когда шоу открылось через несколько часов, самолет-нарушитель стоял на свободном пространстве возле павильона и начал привлекать толпу любопытных зрителей.

Местная газета и новостной канал подхватили эту историю. Толпа превратилась в поток посетителей, делавших сэлфи с самолетом. Приходил даже министр авиации Индии, посещали и другие высокие должностные лица, а также множество бизнесменов. После этого самолет Ядава стал в одночасье знаменитым и бездомным. Теперь крыша не была подходящим вариантом для его хранения.

Самолет против бюрократов

В течение следующих 15 месяцев самолет хранился в ящиках в близлежащем храме, затем его доставили на авиашоу, после которого он простоял в контейнерном грузовике за пределами международного аэропорта в Мумбаи. В мае этого года его переместили непосредственно на территорию аэропорта Мумбаи, где его припарковали рядом с частным Airbus, принадлежащим беглому миллиардеру.

Амол Ядав говорит, что теперь он готов к коммерческому производству первых индийских самолетов. Инвесторы проявили интерес. Местное правительство, возглавляемое Индийской народной партией (BJP), пообещало ему 157 акров земли для создания завода по производству 19-местного самолета.

В Индии зарегистрировано только 450 коммерческих самолетов, а внутренние авиаперевозки развиваются очень динамично. Ядав полагает, что его завод, поддержанный инвесторами и правительством, может строить небольшие самолеты, которые улучшат воздушное сообщение между регионами и обеспечат новые рабочие места.

Однако есть одна серьезная проблема, которая мешает мечте Амола Ядава.

03

Несмотря на просьбы местного правительства и депутатов, а также просьбы кабинета премьер-министра Моди, индийский авиационный регулятор в течение последних шести лет так и не смог зарегистрировать самолет, изготовленный на крыше, и подтвердить его летную пригодность.

"Они продолжают менять правила, чтобы победить меня", - говорит Ядав. При этом сам регулятор утверждает, что органам гражданской авиации необходимо "разрабатывать проектные стандарты для моделирования и разработки самодельных самолетов".

05

Третья попытка

Во многих отношениях Ядав олицетворяет дух выживания города, в котором он обитает. "Вы погружаетесь в воду и плывете, используя все возможности, законные и незаконные, чтобы выжить", - так однажды красноречиво описал Мумбаи писатель Гян Пракаш.

В 1998 году Амол Ядав за 10 тысяч рупий (154 доллара) купил шестицилиндровый бензиновый двигатель от грузовика, который использовался индийской армией, и попытался сделать свой первый самолет. Но вскоре он отказался от этой затеи, потому что "наделал много ошибок".

В следующем году он взял второй восьмицилиндровый бензиновый автомобильный двигатель и около 50 подержанных книг по авиации с блошиного рынка и книжных магазинов, и прочитал о том, как делать самолеты. Затем он построил сарай на строительной площадке и провел четыре года, построив шестиместный самолет. Он протестировал его на дороге возле своего района.

06

В 2004 году он отправился в Дели, где встретился с министром, чтобы тот помог ему зарегистрировать самолет. "Он построил самолет, пусть он его испытает", - сказал тот авиационному чиновнику. "Но он поднимется в воздух и рухнет, сэр", - ответил с пренебрежением чиновник, вспоминает эту встречу Амол Ядав. Конец истории. Самолет лежал на строительной площадке, а воры украли с него детали.

Через пять лет он снова вернулся, построив самолет - третий - на крыше. Теперь он вернулся на крышу с видом на малоэтажные многоквартирные дома и болота, построив прототип 19-местного самолета. На это у него ушел год и около 800 000 долларов его собственных денег и семьи - он продал недвижимость и заложил семейные украшения, чтобы профинансировать свою мечту.

"В Индии инновации таких обычных людей, как я, не воспринимаются всерьез. Я думаю, что я бы внес вклад в историю авиации Индии, если бы они позволили мне взлететь на самолете", - говорит Амол Ядав.

Соутик Бисвас для BBC News.

Перевод портала ЦТС

Читайте также "Воздушная маршрутка": Даст ли частная инициатива толчок развитию региональной авиации