Когда Украина была ориентирована на экспорт в Россию, страны СНГ и Среднюю Азию, крытые вагоны пользовались популярностью и были в дефиците. Сейчас потребность в таких вагонах не всегда можно спрогнозировать. "Две недели может быть дефицит, потом нагнали крытых из-за рубежа и уже профицит", - рассказывает руководитель компании "Квадро Центр" Александр Ткачук. 

В 2011 году крытыми вагонами по украинской железной дороге перевозилось почти 13 млн т грузов. Спустя пять лет, в 2016 году, этот показатель сократился вдвое - до 6,7 млн т. Снижение экономической активности с РФ привело к тому, что за указанный период экспортные и импортные перевозки в крытых вагонах снизились на 52% и 59% соответственно. Вместе с тем, из-за сложившейся ситуации часть грузов переориентировалась на порты - экспортные перевозки в направлении моря выросли на 54%. За 10 месяцев 2017 года грузоперевозки на УЗ крытыми вагонами составили 5,75 млн т, что на 5% выше, чем за аналогичный период 2016 года.

Как правило, в крытых вагонах перевозится продукция малого и среднего бизнеса. Среди основных грузов наибольшая доля у стройматериалов (цемент, плитка, гипс, кирпич и пр.), шротов, минеральных и азотных удобрений, соли, сахара, продовольственных товаров.

Мы попросили Александра Ткачука рассказать о том, что собой представляет рынок крытых вагонов в целом, какие есть проблемы и в чем преимущества таких вагонов перед другими видами подвижного состава.

Александр, расскажите, в каком состоянии на данных момент находится рынок крытых вагонов в Украине - каков парк, какая продукция в них перевозится? 

Общее количество крытых и приравненных к ним вагонов на сегодня составляет около 8 тысяч. 95% всего парка принадлежит "Укрзализныце". Это довольно старый парк. Последние вагоны закупались еще в 2008 году - около 20 единиц. Частные компании - это маленькие операторы, у которых в среднем по 40-50 вагонов. Таких операторов около 15 на рынке. 

Крытые вагоны - это про точечную работу. Если полувагон, зерновоз - это больше маршруты, целые составы, то крытые вагоны - это повагонная работа. Каждый вагон отдельно загружается, отправляется в отдельном направлении… Но и стоимость грузов, которые перевозятся, также значительна. Есть и дешевая группа грузов - соль, цемент, минеральные удобрения… Как правило, в крытых вагонах перевозится продукция малого и среднего бизнеса, который не имеет своего лобби. Паллетированные продовольственные и промтовары отправляют на экспорт, также заходят импортные грузы: карбамид, крупы, бумага и т.д. 

Где производят крытые вагоны?

Непосредственно мы покупали у Крюковского вагоностроительного завода и у "Днепровагонмаша".  Первые крытые вагоны "Днепровагонмаша" были поставлены нашей компании. Сейчас у нас 49 вагонов, еще 6 купим до конца года. Это средний показатель украинских операторов. В России, например, парк частных компаний, в среднем, 5 тысяч вагонов. Основной игрок на украинском рынке - "Укрзализныця".

Крытые вагоны - это повагонная работа. Они имеют большую грузоподъемность и работают на больших расстояниях.

Если сравнивать крытый вагон с автомобилем или контейнером, в чем преимущество первого?

Основное - это грузоподъемность. 68 т - это почти три автомобиля. Кроме того, не во всех странах развит контейнерооборот. Для примера, если мы везем крытый вагон в Казахстан (оборот вагона около 27 суток), то, как правило, находим груз обратно в Украину и не едем порожними, соответственно, и цена получается более выгодной. Доля порожнего пробега к груженному за 10 мес. 2017 года составляет около 15% (в 2016 году - 26%).

Крытые вагоны работают на больших расстояниях. Когда Украина была ориентирована на экспорт в Россию, страны СНГ и Среднюю Азию, они пользовались популярностью и были в дефиците. Сейчас все грузопотоки сместились в сторону портов, и крытый вагон теряет свою популярность. Если продукция грузится на порт, то ее, в основном, грузят на контейнер, чтобы сразу поставить на судно. Поэтому, даже если брать опыт других стран, то перевозка в крытых вагонах - это на большие расстояния и не в сторону моря. 

У "Квадро Центра" 49 крытых вагонов, еще 6 будет до конца года.

Вы сказали, что крытые вагоны работают на больших расстояниях. В каких странах наибольший спрос на них?

Это Россия и Казахстан. В США и Канаде это огромные вагоны грузоподъемностью до 100 тонн, и они используются, как правило, для перевозки продукции деревообрабатывающей промышленности.

Есть ли сейчас в Украине дефицит крытых вагонов?

Дефицит на крытые вагоны непредвиденный. Две недели может быть дефицит, потом нагнали крытых из-за рубежа и уже профицит. Есть парк УЗ, по большому счету, сегодня его достаточно.

"Укрзализныця" внедрила автоматическую систему распределения вагонов. Как вы оцениваете ее работу?

Это система, которая помогает госоператору распределять свои вагоны. Тут два основных участника - УЗ и собственник груза. Нужно исходить из того удовлетворяет ли система интересы этих сторон. Если брать "Укрзализныцю", то вагон приносит деньги, когда работает, соответственно, его оборот должен быть как можно меньшим. После введения системы, как писали в СМИ, оборот вагонов, наоборот, увеличился. Получается, что от введения системы УЗ проиграла.

Интересы собственника грузов система на 100% также не обеспечивает. Поэтому компании завышают свои заявки или же находят лиц, которые знают нюансы работы системы и могут обеспечить их необходимым количеством вагонов.  

Автоматическая система распределения вагонов пока не удовлетворяет ни грузовладельцев ни саму УЗ.

За невыполнение заявок компаниями есть штрафные санкции?

Когда был инвентарный парк, штрафы были высокие. Были деньги на счетах, которые обязательно списывались. Сейчас 70% парка "Укрзализныци" (полувагоны, крытые, зерновозы, цементовозы и т.д.) – приватные, и штрафов нет. В итоге, собственник не несет ответственности за то, что делает завышенные заявки и не грузит вагоны, УЗ также не несет ответственности за неподачу вагонов. Это проблема не только "Укрзализныци", но и всего пространства 1520. Вагон должен ехать груженным, остальное - это потери. В России сейчас обсуждают введение штрафных санкций - за неделю простоя сверх нормы придется заплатить стоимость нового вагона.

Штрафы должны взыматься как с собственников грузов, так и с УЗ. Если с клиента будут взымать штрафные санкции за то, что вагон долго стоит на жд путях и перечислять их на отдельный счет, то потом эти же деньги можно использовать в случае неподачи вагонов УЗ. А это может очень сильно стимулировать.

В парке компании вагоны производства КВСЗ и "Днепровагонмаша"

Ощущает ли ваша компания нехватку локомотивов?

С локомотивами есть проблема. Наши вагоны простаивают по 10-15 суток из-за тяги, особенно, порожние. Тут мы полностью зависим от "Укрзализныци" - нам нужна их тяга и инфраструктура. А если брать взаимоотношения УЗ как собственника вагона и оператора, то, фактически, мы являемся конкурентами. Надеюсь, что новый закон О железнодорожном транспорте решит эту проблему.

Кроме этого, какие еще есть проблемы на рынке?

Так сложилось, что продажа продукции происходит, фактически, с колес. Клиент звонит и говорит, что завтра нужно отгрузить. В крытых вагонах 80% перевозок осуществляется по доппланам. Это большая проблема для нас, поскольку мы не можем планировать логистические маршруты и долгосрочную потребность клиентов в вагонах.

Как часто происходят кражи?

Кражи происходят, как правило, на станциях. На ходу крадут с полувагонов. Чем больше стоит вагон, тем меньше груза в нем остается. Снимают запчасти с самого вагона. На сортировочных станциях для "ценного" груза нужно выделять пути с охраной и камерами. Если будут знать, что там надзор, будут побаиваться воровать. Это должна делать УЗ. Сегодня, фактически, собственники грузов нанимают частную охрану.

Читайте также Сняли с поезда: Что, сколько и у кого воруют на железной дороге