Одесский горсовет вновь озаботился судьбой международного аэропорта. И на этот раз дело не ограничилось "разбором полетов" на сессии или созданием депутатских комиссий. По поручению городского головы Геннадия Труханова мэрия направила в Хозяйственный суд Одесской области иск о признании недействительными ряда положений договора между городом и инвестором, а также устава предприятия, управляющего воздушной гаванью. В иске оспариваются положения устава и договора, определяющие размер доли города и инвестора, а также устанавливающие вклады в уставный капитал управляющего предприятия – ООО "Международный аэропорт Одесса".

По мнению мэра, настало время справедливо оценить вклад городского совета в уставный капитал общества. "Иск по аэропорту – это средство эффективной защиты интересов громады", – считает он, так как нынешняя доля города (25%) не позволяет влиять на принятие решений, определяющих стратегию развития воздушной гавани. Первые слушания в Хозяйственном суде назначены, по данным департамента информации мэрии, на середину декабря.

Смотрите фотогалерею Как строят новый терминал в аэропорту Одесса

Инвестиции Новый виток в истории Международного аэропорта "Одесса" начался в 2011 году. Тогда Одесский горсовет дал официальное согласие на вхождение в новое ООО "Международный аэропорт Одесса". Вторым участником новосозданного общества – и, собственно, инвестором – стала оффшорная фирма "Одесса Аэропорт Девелопмент". Город вошел в ООО частью имущества – существующим аэровокзальным комплексом постройки 1960-х годов и инфраструктурой.

Как сообщала в 2012 году пресс-служба авиапредприятия, стоимость переданных сооружений и имущества была оценена в чуть более 100 млн грн, что в новом ООО составило порядка 25% уставного фонда. Остальные 360 млн грн – или 45 млн долларов – по тогдашним ценам – взял на себя инвестор в качестве обязательств: на эти средства должен быть построен новый терминал. Аэродромный комплекс и взлетно-посадочная полоса, также давно нуждающаяся в реконструкции, осталась в собственности города и в ведении КП "Международный аэропорт Одесса".

Работы по строительству современного пассажирского терминала стартовали в июне 2012 года. Согласно планам, площадь аэровокзального комплекса должна увеличиться с 9 тыс. до 26 тыс. кв. м, пропускная способность аэропорта – с 400 до 1000 пассажиров в час. Изначально срок окончания работ планировался на конец 2013 года. За это время он неоднократно сдвигался. Еще в конце 2012 года, в ходе визита в Одессу тогдашнего президента Украины Виктора Януковича, было объявлено, что реконструкция завершится в 2014 году. В дальнейшем пресс-служба предприятия обозначила в качестве "отметки" конец 2014 года, а совсем недавно, в ходе брифинга на месте проведения работ, начальник строительного департамента ООО "Международный аэропорт Одесса" Андрей Шкатюк сообщил, что речь идет о втором квартале 2015 года.

"Иск горсовета не повлияет на плановый срок окончания строительства нового терминала одесского аэропорта", – так отреагировала пресс-служба ООО "Международный аэропорт Одесса" на информацию о судебном процессе.

Менялась и стоимость работ. Если в 2012 году объем средств был обозначен в 360 млн грн, то уже в сентябре 2013 года, в интервью порталу ЦТС, новый директор управляющего ООО Виталий Портянко назвал сумму в 638 млн грн.

Теперь же, пресс-секретарь аэропорта Мария Попович в интервью ЦТС отметила, что общая стоимость проекта превышает 679,8 млн грн. "Из отчета сюрвейера "Украэропроект", находящегося в сфере управления Министерства инфраструктуры Украины, следует, что заказчиком строительства ООО "МАО", по состоянию на начало августа 2014 года, профинансировано 64% от стоимости проекта, то есть более 440,7 млн грн", – отметила она.

Непрозрачный договор Следует отметить, что предыдущая городская власть Одессы, возглавляемая Алексеем Костусевым, была значительно более лояльной к инвестору аэропорта и управляющему предприятию. С его "подачи" состоялось, собственно, подписание договора с ООО "Одесса Аэропорт Девелопмент". Кроме того, тогдашнее руководство города было не против кредита в 116 млн долларов для реконструкции аэропорта – и даже, несмотря на все обязательства инвестора, было готово дать муниципальные гарантии его возвращения. Данная "история" возмутила часть депутатского корпуса, последовали публичные разбирательства, в результате чего вопрос был снят с повестки дня.

Сам факт непрозрачного договора города с инвестором (текст документа так и не был опубликован) неоднократно вызывал недовольство части одесских депутатов (к слову, связывавших инвестора с известными бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским). Тема аэропорта и его "возврата городу" нередко поднималась на сессиях горсовета, впрочем, логического продолжения она не получала. Однако после ухода А.Костусева со своего поста она зазвучала с новой силой. Вопрос о расторжении договора с инвестором поднимался на заседаниях исполкома, и хотя утверждения он также не находил, но в целом стало заметно, что отношение к вопросу сотрудничества с ООО со стороны новоизбранного мэра Геннадия Труханова в корне отличается от предшественника.

В июне с.г. горсовет создал временную контрольную комиссию по проверке выполнения инвестором своих обязательств по договору о корпоративных принципах управления. Комиссия проработала несколько месяцев и в конце октября выдала "вердикт" о том, что инвестор, в основном, выполнил свои обязательства. Видимо, этот вывод не весьма удовлетворил Г.Труханова. Он заявил о необходимости проведения независимого аудита деятельности аэропорта и управляющего предприятия, а вскоре, по его поручению, состоялась подача уже упомянутого иска в суд.

"Иск горсовета не повлияет на плановый срок окончания строительства нового терминала одесского аэропорта", – так отреагировала пресс-служба ООО "Международный аэропорт Одесса" на информацию о судебном процессе. Впрочем, о сути претензий мэрии, а именно о положениях договора и устава, в которых зафиксированы доли и вклады сторон, сторона инвестора пока умолчала. "Документу будет дана оценка после проработки юридическим департаментом предприятия", – говорится в заявлении.

Факт подачи данного иска в суд не повлияет на работу аэропорта, считает известный одесский депутат Дмитрий Спивак, неоднократно выступавший спикером по данной теме для украинских СМИ. "Вместе с тем, все это способно заставить инвестора более собранно относиться к своим обязательствам – и, наконец, завершить историю со строительством пассажирского терминала, которая уже чересчур затянулась. Одесситов, на самом деле, не интересуют, какие пункты записаны в инвестиционных соглашениях, их интересует, когда заработает современный аэропорт", – заявил порталу ЦТС сопредседатель депутатской группы "За европейскую Одессу".

Тем временем, далеко не так ярко развивается история аэродромного комплекса и взлетно-посадочной полосы одесского аэропорта. Их реконструкция лежит "на плечах" государства. В конце 2013 года Кабмин одобрил госгарантии для выделения 1,676 млрд грн на этот проект, однако дальнейшие общественно-политические события в Украине – революция на Майдане, военные действия в Крыму и на Донбассе – подкосили экономику страны и кредитоспособность правительства. "Государство не будет финансировать реконструкцию аэропорта Одесса в 2014 году", – заявил в марте с.г. министр инфраструктуры Максим Бурбак. В сентябре директор КП Михаил Крайтман заявлял о том, что работы могут начаться текущей осенью, однако на конец ноября информации о старте так и не поступило.