Обсуждение темы расторжения договора с инвестором одесского аэропорта вышло почти на официальный уровень. Пока власть и общественники апеллируют к политике, а руководство аэропорта – к экономике, вопрос о дальнейшем развитии предприятия остается открытым. Кризис в авиационной отрасли Украины оказался для Международного аэропорта "Одесса" усугублен собственными неприятностями. Депутатские проверки и даже иск со стороны мэрии (впрочем, отклоненный по формальным причинам) в конце 2014 года предприятие выдержало, но в 2015 году начались новые "напасти". В ситуацию включились и областная администрация, и даже общественные организации, причем последние – особенно активно.

Читайте также Аэропорт Одесса: почему строительство воздушной гавани Южной Пальмиры сопровождают судебные иски

Аэропорт НАШ? В середине февраля очередной виток дискуссий о возращении аэропорта городской громаде вышел на публичный уровень из среды местного Евромайдана и причастных к нему одесских организаций политических партий. Тогда представители городских парторганизаций, а также Координационного совета общественных организаций Майдана заявили, что аэропорт может стать "одним из путей российской агрессии в регионе", в силу того, что его сегодняшние владельцы являлись бизнес-партнерами прежней власти (они связывают инвесторов авиапредприятия с известными бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским). Кроме того, прозвучали заявления о том, что выгоду от работы авиапредприятия получает не громада, а управляющая компания.

Практически в эти же дни была создана т.н. общественная инициатива "Аэропорт НАШ", члены которой ратуют за возвращение "некогда прибыльного коммунального предприятия в собственность города". Они провели ряд митингов с целью привлечения внимания общественности и СМИ – в том числе, под стенами мэрии во время сессии городского совета, а также на площади перед аэровокзалом. Среди прочего, они заявили о якобы имевшихся нарушениях закона при передаче доли города в уставный капитал ООО, созданного для управления аэропортом, а именно: не был проведен тендер, а имущество, принадлежащее громаде, не было арендовано или выкуплено.

И уже совсем на днях, в марте, представители упомянутой общественной инициативы, совместно с активистами Евромайдана, обратились к Президенту Петру Порошенко с просьбой взять под личный контроль дело возвращения аэропорта одесской громаде, а также – к премьер-министру Арсению Яценюку, призвав его внести авиапредприятие в список стратегически важных для обороны государства. "Одесситы не хотели бы, чтобы вместо туристов в их аэропорту приземлились однажды "зеленые человечки", – заявили общественники.

Заказчиком строительства ООО "МАО", по состоянию на начало августа 2014 года, профинансировано 64% от стоимости проекта, то есть более 440,7 млн грн

Недавно одесский губернатор Игорь Палица обратился к Генеральному прокурору Украины Виктору Шокину с письмом, в котором призвал помочь вернуть имущественный комплекс Международного аэропорта "Одесса" в муниципальную собственность. По словам губернатора, "местная прокуратура отказывается быть участником в суде по этому вопросу".

История четырех лет В 2011 году Одесский горсовет официально вошел в ООО "Международный аэропорт Одесса", которое было создано как компания, управляющая аэропортом. Вторым ее участником стало некое ООО "Одесса Аэропорт Девелопмент". Вкладом города стало имущество – аэровокзальный комплекс постройки 1960-х годов и инфраструктура предприятия. Как сообщала в 2012 году пресс-служба аэропорта, стоимость этих сооружений и имущества была оценена в чуть более 100 млн грн, что в новом ООО составило порядка 25% уставного фонда. Остальные 360 млн грн – или 45 млн долларов – по тогдашним ценам – взял на себя инвестор (собственно, "Одесса Аэропорт Девелопмент") в качестве обязательств: на эти средства должен быть построен новый современный пассажирский терминал. Работы по его строительству начались в июне 2012 года.

Согласно планам, площадь аэровокзального комплекса должна увеличиться с 9 тыс. до 26 тыс. кв. м, пропускная способность аэропорта – с 400 до 1000 пассажиров в час. Срок сдачи объекта за прошедшее время несколько раз переносился, сдвинувшись, в итоге, с конца 2013-го на конец 2015 года. Менялась и стоимость работ. Если в 2012 году объем средств был обозначен в 360 млн грн, то уже в конце 2014 года пресс-секретарь аэропорта Мария Попович в интервью ЦТС отметила, что общая стоимость проекта превышает 679,8 млн грн. "Из отчета сюрвейера "Украэропроект", находящегося в сфере управления Министерства инфраструктуры Украины, следует, что заказчиком строительства ООО "МАО", по состоянию на начало августа 2014 года, профинансировано 64% от стоимости проекта, то есть более 440,7 млн грн", – отметила она.

К слову, именно в конце минувшего года свои претензии по вопросу аэропорта высказала – по крайней мере, формально, – городская власть. Мэр Геннадий Труханов, сменивший на этом посту "повивальную бабку" нынешнего аэропортового предприятия Алексея Костусева, неоднократно заявлял о необходимости проверки сделки между городом и инвестором, а также корректировки их вкладов в совместное ООО. Впрочем, после упомянутого судебного решения об отклонении исковых претензий мэрии особых стараний горсовета больше замечено не было. И в целом, многие эксперты оценивают отношение горисполкома и депутатов горсовета к нынешнему менеджменту Международного аэропорта «Одесса», как относительно лояльное. К тому же, временная комиссия горсовета, созданная для проверки обязательств по договору о корпоративных принципах управления ООО "Международный аэропорт Одесса", пришла к выводу о том, что инвестор, в основном, выполняет свои обязательства.

Инвестор раздражен, но при этом пытается сохранять спокойствие. "Против Международного аэропорта "Одесса" началась системная заказная информационная атака, целью которой является дестабилизация работы предприятия. Популистские, голословные лозунги и обвинения "активистов" являются заказными и не имеют под собой законных оснований", – таким было заявление пресс-службы управляющего ООО, распространенное в феврале. "Безосновательность и отсутствие законности требований так называемых "активистов" еще в декабре 2014 года подтвердил Хозяйственный суд Одесской области первой инстанции, и в феврале 2015 года вторая инстанция еще раз подтвердила отсутствие нарушений со стороны инвестора", – подчеркнула пресс-секретарь аэропортового ООО Мария Попович.

Читайте также Жесткая посадка: как прожили 2014 год украинские аэропорты

Параллельно была опубликована информация о ходе работ по сооружению пассажирского терминала: так, на начало марта, было собрано 100% каркаса фасада нового терминала, а также 85% металлоконструкций кровли – общим весом более 1000 тонн. Как подчеркнула Мария Попович в разговоре с корреспондентом Центра транспортных стратегий, актуальный срок сдачи объекта в эксплуатацию остается неименным – вторая половина текущего года.

Слабые стороны Чем завершится сегодняшнее противостояние, прогнозировать трудно. Но нужно сказать, что слабые места есть у обеих противоборствующих позиций. С одной стороны, их громогласно "педалируют" общественники: помимо политических "темных пятен", это непрозрачная процедура заключения договора с инвестором и передачи коммунальной собственности в управление ООО, а также отсутствие у города возможности стратегически влиять на развитие аэропорта (о чем, к тому же, еще минувшей осенью говорил Геннадий Труханов). С другой же стороны – активисты не предлагают комплексного решения проблемы, которую сами же и поднимают, ограничиваясь в своих требованиях лишь возвращением в собственность города "третьего по величине аэропорта в Украине". Следует помнить, что показатели пассажиропотока в Одесском аэропорту до прихода инвестора были скромнее (2009 г. – 651 тыс., 2010 г. – 707 тыс., 2011 г. – 824 тыс., 2012 г. – 907 тыс., 2013 г. – более 1 млн., 2014 г. – 865 тыс. пассажиров). Также пока не найдет ответ на вопрос о том, откуда, в случае расторжения текущего договора, придут инвестиции для дальнейшего развития предприятия.

Смотрите фотогалерею Как строят новый терминал в аэропорту Одесса