Среди украинских водителей появилось выражение: "Вместе со снегом у нас сходит асфальт". И это достаточно точно характеризует состояние украинских трасс. В чем же причины сложившейся ситуации, и как из нее можно выйти? Сеть дорог общего пользования в нашей стране составляет 169 тыс. км. Многие из них строились еще при Советском Союзе и, соответственно, проектировались по другим параметрам. Так, нагрузка на ось в те времена закладывалась на уровне 6 тонн, а сегодня она уже достигает 11,5 тонн. И далеко не всегда во время работ применялись качественные материалы.

"Для массового строительства использовались некондиционные материалы, отходы производства, каменноугольные смолы. Жизненный возраст таких дорог – около 8-10 лет, а они служат нам сегодня уже 30-40 лет. Ежегодно нужно ремонтировать 35 тыс. км таких дорог. За последние пять лет отремонтированы только 5 тыс. км. Неблагоприятные погодные условия, когда почти каждый день происходили изменения температурных режимов и переход через ноль, привели к интенсивному разрушению покрытия дорог. На сегодня более 23% дорог общего пользования разрушены", - заявил первый заместитель главы Государственного агентства автомобильных дорог Украины ("Укравтодора") Николай Мездрин. По оценкам ведомства, в капитальном ремонте нуждается 90% дорог общего пользования. Из общей сети порядка 39,2% не соответствуют современным требованиям по прочности и 51,1% - по ровности

"Укравтодор" отмечает, что выполнять работы мешает недостаточный объем финансирования. В частности, поступления в специальный фонд госбюджета в 2013 году на дорожные работы за счет топливных акцизов, ввозных пошлин на топливо, транспортные средства и шины, а также платы за превышение габаритных параметров автомобилей запланирован на уровне 15,9 млрд грн при потребности в более 36 млрд грн. "У нас идет 8,4 млрд грн на погашение долговых обязательств, 5,1 млрд грн – на развитие сети, 3,1 млрд грн – кредиты международных финансовых организаций на подходы к Киеву и дорогу Киев-Харьков-Довжанский и 7,275 млрд грн – средства от выпущенных в конце 2012 года облигаций", - сказал замглавы "Укравтодора" Владимир Галушко. В целом, по его оценкам, для того чтобы привести в порядок все дороги, нужно около 450-500 млрд грн.

Нагрузка на ось закладывалась на уровне 6 тонн, а сегодня она уже достигает 11,5 тонн.

Взгляды дорожников на проблему финансирования разделяют и автомобилисты. "При таком финансировании у страны никогда не будет автомобильных дорог. Мы должны как минимум в четыре раза должны увеличить затраты на содержание автомобильных дорог, я уже не говорю о строительстве", – сказал президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП) Украины Леонид Костюченко.

Однако, по его мнению, необходимо тщательно разобраться в причинах дефицита средств на содержание и развитие дорог. Как известно, сегодня одним из основных источников финансирования является акциз на топливо. "Два года назад Украина перешла на принцип: за дороги платит тот, кто ими пользуется. И действительно мы платим налоги через акцизный сбор. Мы обратились к правительству с вопросом, сколько топлива, которое мы заправляем в баки идет в виде акциза на содержание дорог?", - говорит Костюченко. Он также отметил, что далеко не все нефтепродукты, которые поступают в Украину, проходят необходимое таможенное оформление, что, в свою очередь, негативно отражается на поступлениях платежей от акциза в бюджет. Кроме того, неясно, куда направляются деньги, которые грузовики отчисляют за нарушение габаритов.

Независимые наблюдатели утверждают, что ситуация с контрабандой нефтепродуктов носит угрожающий характер и отдаляет перспективу создания качественной дорожной сети. "На сегодня около 20% нефтепродуктов в Украину завозится контрабандой. Это объемы, которые Государственная таможенная служба не может не видеть. То есть это делается под прикрытием правительства. 20% - это недопоступления от акциза, которые должны были бы идти на дороги. На сегодня доля контрабанды увеличивается, и шансов на то, что дороги будут в нормальном состоянии, остается все меньше. И мы можем дойти до того доля контрабандных нефтепродуктов к концу года достигнет 30-40%. Убытки украинской экономики от такого состояния дорог к концу года достигнут 50 млрд грн", – сказал координатор общественного движения "Общее дело" Александр Данилюк.

Однако дело не только в недостаточном финансировании. Свою долю ответственности за состояние дорог несет и сам "Укравтодор". Ведь те немногочисленные контракты со строительно-подрядными организациями на реконструкцию и ремонт требуют должного контроля со стороны заказчика. Но случается, что предприятие выполняет работы, не соблюдая технологию, что приводит к достаточно быстрому износу покрытия.

"Я не помню, чтобы укладывали асфальт в 18-градусный мороз. Я ехал из-за границы, и турецкая компания на участке от развязки около Житомира кладет в 16- или 18-градусный мороз асфальт! У меня вопрос: а какую ответственность перед Украиной несет компания, которая так строит? Есть ли гарантии , которые она должна предоставлять", - возмутился Костюченко.

Пока же покрытие неумолимо изнашивается, количество ремонтов автомобилей увеличивается, а транзитеры ищут альтернативные маршруты доставки грузов в обход территории Украины. И, похоже, в ближайшее время такая негативная тенденция сохранится.

Принимайте участие в опросе портала ЦТС - Нужно ли брать плату с фур на ремонт автодорог?

Читайте также материал Золотые километры: почему банкротятся строители польских автобанов

jam