В самом сердце Швейцарии, на берегу живописного озера расположен маленький городок, не больше нашего Канева, под названием Баар. Здесь, между крестьянских и фермерских хозяйств находится штаб-квартира одной из самых влиятельных, богатых и до недавнего времени загадочных корпораций в мире с оборотом в 186 миллиардов долларов в год. До 2009 года со словом Glencore возникала единственная ассоциация – царство тьмы. Но если финансовые трудности заставили менеджмент корпорации "выйти в люди" и даже провести IPO, то ее украинская дочка продолжает работать в лучших традициях отца-основателя компании Марка Рича: тише едешь – дальше будешь. Найти более закрытую и необщительную структуру на аграрном рынке нашей страны, наверное, невозможно.

Тем не менее, по данным Центра транспортных стратегий, в прошлом году дочерняя структура Glencore заняла восьмое место среди экспортеров украинского зерна (1,4 млн тонн), по данным Аграрной биржи Украины заняла третье место по экспорту сои (112 тыс. тонн) и седьмое место по экспорту подсолнечного масла (104 тыс. тонн). При этом, в Украине находится каждый третий гектар контролируемой корпорацией земли, а также "швейцарцы" успели вложить в портовые и производственный мощности в нашей стране несколько сотен миллионов долларов. Однако, впереди значительно более грандиозные проекты – только один масло-экстракционный завод в Одесской области обойдется "Гленкору" в полмиллиарда долларов.

Наставник русских олигархов 4 ноября 1979 года иранские радикалы ворвались в американское посольство в Тегеране и захватили 53 заложника. В ответ президент США Джимми Картер объявил о замораживании всех банковских иранских счетов и о введении полной экономической блокады исламской страны. В этот день по большому счету и началась история компании Glencore. Американский нефтетрейдер Марк Рич решил использовать свои связи с высокопоставленными иранскими чиновниками, дабы извлечь из сложившейся ситуации собственную выгоду. Сначала он нелегально вывозил иранскую нефть в Израиль, затем на вырученные деньги закупал в Северной Корее оружие, которое тайком поставлял Тегерану. С тех пор показатель доходности компании, по некоторым оценкам, пребывал в десятке лучших среди всех мировых корпораций. Однако о сути процессов, происходящих внутри корпорации, знали лишь спецслужбы.

Деятельность Glencore, которая до 1994 года именовалась Marc Rich and Co, почти с момента основания была тесно связана с СССР, а позже и с его правопреемником - Российской Федерацией. Удивительно, что американское правительство терпело накопление первичного капитала Марком Ричем в виде бартерных операций с иранской нефтью, однако когда бизнесмен начал поставки зерна в СССР в обход санкций, вызванных вводом войск в Афганистан, его имя стало фигурировать в ордере на арест, а также числилось в списке десяти наиболее разыскиваемых ФБР. Такому исходу не смогла помешать даже оперативно вышедшая на первой полосе советской газеты "Известия" статья в защиту бизнесмена от акул мирового империализма.

В Украине находится каждый третий гектар контролируемой корпорацией Glencore земли

В 1983 году Марку Ричу пришлось бежать в Швейцарию, где он обосновался в столице кантона Цуг - городе Баар. Из этого маленького альпийского городка бизнесмен и начал строить кирпичик за кирпичиком самую закрытую в мире бизнес-империю, что, впрочем, вовсе не мешало ежегодному увеличению ее прибыли - даже наоборот.

Все 90-е годы Glencore активно работала на развалинах СССР. Благодаря посредничеству Марка Рича экспорт алюминия из стран СНГ в начале 90-х увеличился в четыре раза. Специфику работы с откатами в социалистической среде основатель Glencore досконально изучил еще в юношеские годы, работая на Кубе. Поэтому годовой оборот его компании в постсоветских странах быстро рос и уже в 1991 году достиг 1,2 млрд долларов, а в 1993-м – 3 млрд. Более половины торгового оборота приходилось на поставки алюминия, остальное - на нефть и другие товары. К слову, в 2007 году алюминиевые активы Glencore были объединены с активами российских компаний "Русский алюминий" и СУАЛ в UC Rusal. Кроме того, сегодня швейцарская компания является совладельцем "РуссНефти".

В 1994 году Марк Рич продал Glencore группе ее главных менеджеров. С тех пор компания обрела свое нынешнее название. Последними нашумевшими сделками авантюрного основателя компании стали ссуда Саддаму Хусейну, а также, по некоторой информации, поставки нефти в ЮАР во время действия эмбарго ООН на торговлю с этой страной. Марк Рич отошел от дел и вскоре получил амнистию, подписанную экс-президентом США Биллом Клинтоном за полчаса до истечения его президентских полномочий.

Первый среди равных Сейчас руководство компанией распределено между тремя офисами: в Бааре отвечают за сделки с металлами и за финансы, в Лондоне - за нефть, нефтепродукты и сахар, в Роттердаме - за зерно. При этом контрольный пакет акций не принадлежит никому, а руководство формально осуществляется "первым лицом среди равных". С 2002 года исполнительным директором компании является Айван Глайзенберг (контролирует крупнейший пакет акций – 18%). Именно ему доля уготовила стать приемником харизматичного Марка Рича и стать у руля компании в новых экономических и политических условиях.

Когда Марк Рич начинал поставлять первые баррели нефти диктаторским режимам в обход санкций, 20-летний сын литовского эмигранта Айван Глайзенберг жил в Йоханнесбурге (ЮАР) и побеждал в национальных соревнованиях по спортивной ходьбе. Он мечтал стать олимпийским чемпионом, но не смог поучаствовать в Олимпийских играх из-за санкций, вызванных режимом апартеида. Но, как-то однажды, будущий миллиардер познакомился с человеком, который закупал свечной парафин в Южной Америке и продавал его в Японию. "Я подумал: это невероятно. Одними лишь переговорами по телефону этот человек делает деньги, перемещая товар из одной страны в другую. Это по-настоящему заинтересовало меня", - рассказывает Глайзенберг о своем первом знакомстве с трейдингом.

Глайзенберг нанялся в Marc Rich and Co в 1983 году в качестве младшего сотрудника угольного дивизиона, а ровно через десять лет стал одним из собственников одной из крупнейших корпораций мира. При этом ему удалось то, что казалось невозможным – он вывел созданного Марком Ричем транснационального монстра из тьмы на фондовую биржу и начал длительный процесс слияния с корпорацией Xstarta (оборот 33 млрд долларов в год), которую возглавляет друг его юности Майк Дэвис.

Ставка на Украину Главный офис агарного подразделения Glencore находится в Роттердаме, рядом с крупнейшими морскими воротами Европы. Удобная логистика для компании крайне важна. В Украине корпорация придерживается той же стратегии – большинство ее ключевых активов сосредоточены на черноморском побережье. В частности, это элеваторы в Ильичевском порту (мощность 120 тысяч тонн) и селе Любашовка, а также масло-экстракционный завод в Одесской области.

В прошлом году корпорация продвинулась дальше от берега – приобрела  завод в Харьковской области. 10 февраля 2012 года Антимонопольный комитет разрешил Glencore International AG через свою дочернюю структуру Glencore International Netherlands приобрести контрольный пакет ЧАО "Колос" (Пересечанский маслоэкстракционный завод). Сделка позволила "швейцарцам" увеличить свои мощности по переработке подсолнечника в нашей стране вдвое — до 500 тыс. тонн и обошлась от 50 до 80 млн долларов.

Компания планирует расширить свое присутствие в украинских портах

Крупнейшая дочерняя структура корпорации в Украине – компания "Серна" уже много лет входит в тройку крупнейших экспортеров зерна (средний объем экспорта 2-3 млн тонн). В 2009 году – на пике кризиса – она неожиданно начала строить вертикально интегрированную структуру. Тогда компания приобрела контрольные пакеты акций сразу в 17 украинских агрокомпаний. Таким образом, Glencore стала контролировать более 80 тысяч гектаров земли в Киевской, Винницкой и Одесской областях. Учитывая, что по состоянию на 2011 год согласно официальным данным земельный банк глобальной корпорации насчитывал 270 тысяч, выходит, что почти третья часть приходится на Украину.

В начале 2011 года компания приняла решение инвестировать 523 млн долларов в строительство масло-экстракционного завода в селе Любашовка Одесской области на базе Любашевского элеватора, который должен стать самым большим в СНГ (мощность 350 тыс. тонн подсолнечного масла в год).

Есть планы у компании и по расширению присутствия в украинских портах. В октябре прошлого года начальник Ильичевского порта Александр Григорашенко сообщил, что Glencore изучает возможность реализации инвестиционных проектов на его предприятии. "Cargill сегодня есть, если еще стрельнет Glencore, этого будет достаточно", - сказал Григорашенко. На уточняющий вопрос, в какой сфере ИМТП может сотрудничать с Glencore, начальник порта ответил: "Пока слушают и смотрят". О каких именно проектах идет речь пока не ясно, тем более что в Ильичевском порту у корпорации уже есть зерновой терминал мощностью 120 тыс. тонн.

В последние годы аграрное подразделение Гленкора развернуло в черноморском регионе (Украине, Румынии и России) бурную инвестиционную деятельность. В декабре 2012 года стало известно, что Glencore ведет переговоры о приобретении Prutul SA, румынского производителя растительного масла. Стоимость сделки может составить около 30 млн долларов. А в октябре, Glencore совместно с украинским агрохолдингом "Кернел" (контролируется Андреем Веревским) приобрел за 265 млн долларов стивидорные активы российской группы "Эфко" в порту Тамани (Россия).

Аналитик Центра транспортных стратегий Андрей Товстопят считает, что Украина интересует Glencore в первую очередь своим нереализованным потенциалом выращивания зерна. "Так производство зерновых у 2020 году ожидается на уровне 80 млн тонн, при этом экспорт вырастет до 50 млн тонн (при нынешних максимумах в 22-25 млн тонн). Компания соответственно готовит под эти объемы инфраструктуру уже сейчас", - рассказывает он. При этом Товстопят отмечает, что строительство вертикально-интегрированного бизнеса, как, например, приобретение земельного банка, для таких зернотрейдеров как Glencore вообще нетипично и точно определить для чего "швейцарцы" решились на этот шаг в нашей стране пока сложно. По крайней мере, компания экспортирует в десятки раз больше зерновых, чем может вырастить на своих 80 тысячах гектар", - отмечает Товстопят.

Пока основную прибыль "Гленкору" приносят торговые операции с металлами, углем, нефтью, но уже в скором времени роль продовольствия в мире значительно вырастет и такие страны как Украина смогут неплохо заработать на экспорте зерна. Детище Марка Рича прекрасно понимает это и активно занимает в нашей стране ключевые плацдармы. Когда придет время, Айван Глайзенберг получит неплохой улов – главное знать, где расставлять сети.

На следующей неделе в рубрике Крупнейшие грузовладельцы читайте о корпорации Cargill.

Также читайте материал ЦТС Крупнейшие грузовладельцы: Альфред С. Топфер