В середине января украинский портовый флот получил весомое пополнение. Мариупольский МТП принял на баланс два новых буксира ледового класса - "Капитан Маркин" и "Капитан Меркулов". Буксиры являются многоцелевыми и способны не только выполнять буксировочные операции, но и работать в ледовых условиях при толщине льда до 0,6 м со скоростью 6-7 узлов, участвовать в тушении пожаров на судах и портовых сооружениях, в спасательных и эскортных операциях.

Обновление портофлота в украинских гаванях – пока не частое явление. И это неудивительно, приобретение двух буксиров у нидерландской Damen Shipyards и керченской компании Craneship обошлось Мариупольскому порту в более чем 30 млн долларов. Если учесть, что обновления требует большая часть портового флота, то для судостроителей открывается весьма перспективная ниша на рынке емкостью в несколько сотен миллионов долларов – ведь 85 % имеющихся сегодня на балансе буксирных судов не более как через 5 лет подлежат списанию по естественному износу.

Заминка остается за таким весомым фактором как отсутствие средств на модернизацию буксиров у государства. В "Укрморричинспекции", считают, что решить сложившуюся ситуацию возможно, лишь благодаря постепенному обновлению флота. Впрочем, портовая реформа создает условия для инвестиций в приобретение частных буксиров, хотя как уверяют юристы вопрос взаимодействия государственного и частного портофлотов до конца не урегулирован. Тем не мене, по всей видимости, через год-два, после успешного завершения процедуры передачи портов в концессию частным инвесторам, на рынке буксиров настанет бум.

В "черном списке" Критический возраст буксиров в украинских портах и их техническое состояние уже стало одной из причин попадания нашей страны в "черный список" Парижского меморандума о взаимопонимании о контроле судов государством порта. В "Укрморричинспекции" отмечают, что, возможно, первым шагом для решения этой не простой задачи станет программа правительства по возрождению судостроения в Украине, в частности подписанный Президентом Украины 6 сентября 2012 Закон Украины "О проведении экономического эксперимента по государственной поддержке судостроительной промышленности". В ведомстве считают, что реализацию программы следует начинать именно с постепенного обновления портофлота морских торговых портов и судов других государственных предприятий морского и речного транспорта, путем строительства новых, современных судов на отечественных судостроительных заводах.

Впрочем, программы существовали и раньше. Так, например, еще в 2003 году была разработана "Программа обновления буксирного флота морских торговых портов Украины". В ней констатировалось, что из 116 буксиров портовых флотов МТП на тот момент 80 имели возраст более 20 лет, а 16 — более 40 лет. Документ предусматривал строительство до 2010 года 3 буксиров ледокольного класса для работы на морских каналах и 34 буксиров для работы в портах. Программа так и не была реализована. Вместо 37 буксиров за это время было построено лишь 5. Буксир "Гайдамака" — для ГП "Дельта-Лоцман", "Бакай" — для Херсонского порта, "Бриз-Юг" — для Феодосийского, "Булат" — для Ильичевского, "Патриот" — для Одесского. Буксир "Гермес" на николаевском заводе "Металлист" по заказу Одесского порта и "Укрморпорта" так и не сумели достроить, а завод попросту обанкротился. Впрочем, начиная с 2009 года закупки новых буксиров украинскими портами активизировались, однако пока не достаточно для того, чтобы говорить о решении проблемы.

Кто строит Заработать на производстве буксиров украинским заказчикам активно пытается голландская компания Damen Shipyards Group, керченская верфь Cranship а также судостроительные предприятия Вадима Новинского. Так, например, входящий в группу "Смарт-Холдинг" “Черноморский судостроительный завод” сейчас строит многоцелевой морской буксир по заказу латвийской PKL Flote.

Ориентируется на производство буксиров теперь также и выкупленный агрохолдингом "Нибулон" судоремонтный завод "Лиман" (Николаев). Один из крупнейших в Украине производителей и экспортеров зерновых и масличных культур, для судоходства по Днепру и Южному Бугу за два ближайших года построит здесь 12 мелкосидящих буксиров.

Для Cranship этот рынок ключевой. "Строительство буксиров – это та востребованная ниша, которую мы заняли", - рассказывает руководитель предприятия Сергей Маловичко. За шесть лет Cranship произвела 11 буксиров: 2 буксира для  "Трансшип " (п.Керчь),  4 - для "Транснефть " (п.Козьмино, Россия), 3 буксира - для Транснефть (п.Новороссийск), 1 буксир для Таманьнефтегаз (п.Темрюк) и 1 буксир для Мариупольского порта.

В компании считают украинский рынок буксиров очень перспективным. "Реновация портового флота началась только 3-4 года назад, начинается реализация глубоководных проектов в портах, поэтому спрос на портовую технику будет расти", - отмечают в  Cranship.

Производство буксиров считается высокотехнологическим, а потому в черноморском регионе лидером про поставкам буксиров является одна из ведущих судостроительных компаний мира, специализирующихся на строительстве буксиров, судов вспомогательного и портового флота, яхт и военных фрегатов - голландская компания Damen Shipyards Group (в Черноморском регионе контролирует судостроительный завод в Галаце). Группа владеет 40 предприятиями в таких странах как Нидерланды, Швеция, Польша, Румыния, Китай, Вьетнам, Индонезия, Куба, Бразилия, Южная Африка, Арабские Эмираты, Катар, Сингапур а также совместные предприятия. Численность персонала по всему миру составляет около шести тысяч человек. В 2012 году было построено и поставлено заказчикам 160 судов, в том числе около 70 буксиров. За последние два года голландская компания поставила в порты Украины шесть буксиров (два в Одесский порт, три – в Южный, один – в Мариуполь) и 2 самоходных земснаряда.

"Сегодня остро необходима замена портофлота и Damen Shipyards Group, как крупная компания может без проблем очень быстро доставить нужную технику в порт", - рассказывает директор по продажам Damen Shipyards Group Вадим Акимов. Компания также предлагает свои суда по лизинговым схемам. Например, именно так приобрел два буксира в 2010 году Одесский МТП и с 2010 года они работают в порту. "Если будет разработана программа по замене всего украинского портофлота, то мы готовы садиться за стол переговоров и предлагать свою финансовую помощь для реализации даже самых амбициозных планов черноморских портов", - отмечает менеджер компании.

Компании очень хорошо знаком украинский рынок. Голландцы владели николаевским заводом "Океан" с 2001 по 2008 годы. Под руководством компании "Океаном" было построено более 30 полнокомплектных судов для европейских заказчиков и 9 универсальных сухогрузов типа река-море для компании "Укрречфлот". Данный проект финансировался ЕБРР. Сейчас Damen Shipyards Group активно сотрудничает с несколькими украинскими судостроительными предприятиями по субподряду: заказываем корпуса для грузовых судов и буксиров – снабженцев на ЧСЗ и на "Заливе", - рассказывает Вадим Акимов..

Что в портах Общее количество технического флота в портах Украины насчитывает приблизительно четыре сотни судов. В Ильичевском морском торговом порту рассказывают, что по состоянию на 1 января 2013 года в состав портового флота ИМТП входят 50 судов  и плавсредств различного назначения. Но только 26 из них находятся в эксплуатации: 8 буксиров, пассажирские катера, суда санитарного флота, два плавкрана, несамоходные баржи, нефтеналивные суда. Остальные суда и плавсредства выведены в отстой в связи с нехваткой средств на ремонт.

"Сегодня порт уже ощущает трудности при работе с крупными балкерами и контейнеровозами длиной более 300 метров. Ведь тоннаж флота, который заходит в Ильичевский порт с каждым годом растёт. Для работы с таким судами нужно два буксира кантовщика мощностью 5000 л/с., а порт сегодня располагаем только одним", - отмечают на предприятии.

За последние три года ИМТП совершил только  одно серьёзное пополнение портофлота - приобрел буксир "Булат" (мощностью 5400 л/с) купленный в 2009 году. "Что касается текущего ремонта, то он проводится постоянно силами Базы техобслуживания и ремонта флота ИМТП или силами подрядных организаций, в частности Ильичевского судоремонтного завода. К примеру, в 2012 году были проведены доковые ремонты буксиров "Бургас", "Титан", "Александрия", водоналивного судна "Лира", - рассказывают в порту.

Впрочем, если планы правительства по увеличению проектной мощности Ильичевского МТП  с 30 до 76 млн тонн воплотятся в жизнь, то одними ремонтами предприятию уже не обойтись. Реконструкция подходного канала с увеличением глубин до 17,0 м, строительство рейдового причала № 2 с дноуглублением операционной акватории, маневровой зоны и водного подхода позволят Ильичевскому порту обеспечить безопасную проводку, маневрирование, швартовку и дальнейшую обработку у причалов большегрузных судов класса Сapesize грузоподъемностью свыше 100 тыс. тонн и судов-контейнеровозов класса Post Panamax Plus вместимостью 8 000 TEU. наравне с таким глубоководными портами Чёрного моря как Южный, Констанца и Стамбул. А это в свою очередь потребует закупки новых буксиров.

Порт Южный приобрел сразу два буксира. "Борей" прибыл в гавань в ноябре прошлого года, еще один буксир, который станет самым мощным в портофлоте ГП "МТП "Южный", прибудет сюда в начале 2013 года. "Мы постепенно обновляем наш технический флот, и если покупаем новую технику, то таким образом происходит замещение старой, изношенной. Пока нам хватает того количества техники, которое у нас имеется", - рассказывает начальник порта Александр Лагоша.

В прошлом году в плане обновления портфолота лучше остальных себя чувствовал Мариупольский порт – предприятие приобрело сразу два современных буксира и построенный в Румынии земснаряд "Меотида". На сегодняшний день в составе флота Мариупольского морского торгового порта числятся 1 ледокол, 10 буксиров (4 из них буксиры ледового класса усиленного типа), 2 сборщика льяльных вод, 2 нефтемусоросборщика, бункеровщик, 5 плавучих кранов, 1 пассажирское и 7 специализированных судов. Общая численность – 29 судов. Все суда находятся в рабочем состоянии и используются по мере необходимости, отмечают в порту и добавляют, что ММТП продолжит инвестировать в техническое перевооружение и модернизацию своих производственных комплексов.

Украинские порты являются очень перспективным рынком сбыта для производителей буксиров и другой портовой техники, которая уже не обновлялась десятилетиями. 18 морских торговых портов рано или поздно будут вынуждены либо закрыться, либо найти деньги на обновление своего флота. Кто сорвет на этих заказах куш – увидим уже скоро.