Украинские паромные перевозки на Черном море получили в последние годы два мощнейших удара: во-первых, серьезное снижение объемов грузооборота в связи экономическим кризисом, а во-вторых — переориентация российского транзита, значительной составляющей грузопотока, на российские же порты и паромные линии.

Следствием этого стал своеобразный геополитический поворот: россияне из партнеров окончательно и бесповоротно превратились в конкурентов (которые не только возят грузы сугубо через свои порты, но и создают собственные паромные маршруты), стремящихся "играть первую скрипку" на Черном море, а новым векторно-стратегическим партнером Украины стала Турция.

Итогом осторожного сближения сторон стало подписание в сентябре 2012 года базового документа — Правил организации прямого международного грузового железнодорожно-паромного сообщения между двумя государствами. Эти правила, регулирующие условия перевозки грузов и эксплуатации грузовых вагонов, завершили формирование правовой базы для выполнения прямого грузового железнодорожно-паромного сообщения между Украиной и Турцией.

Такое сообщение между странами, разделенными морем, сегодня возможно только по одному маршруту — железнодорожно-паромной линии "Ильичевск – Дериндже", начавшей свою работу с 2002 года. В свое время она была открыта как экспериментальный маршрут, по которому украинские вагоны доставлялись в Дериндже — единственный в Турции порт, где возможна обработка вагонов принятого в СНГ стандарта.

"Новый документ в какой-то мере оформил те процессы и рабочие механизмы, которые существовали с 2002 года на линии "Ильичевск – Дериндже". Он обозначает определенные "правила игры", не только созданные рынком, но и подтвержденные на межгосударственном уровне", — заявил Центру транспортных стратегий Роман Моргенштерн, директор по вопросам развития и маркетинга судоходной компании "Укрферри", оператора этой линии.

Россияне из партнеров окончательно и бесповоротно превратились в конкурентов 

Компанию "Укрферри", обладающую статусом национального перевозчика Украины и являющуюся сегодня основным украинским "игроком" на черноморском рынке паромных перевозок, мировой экономический кризис коснулся в полной мере. В 2009 году компания, ранее перевозившая в год 1,5–1,8 млн тонн грузов, снизила грузооборот в 2,5 раза.

Снижение затронуло все направления: Ильичевск – Варна — на 62,8%, Ильичевск – Дериндже — 42,7%, Ильичевск (Керчь) – Поти/Батуми — на 20,2%. Тогда президент "Укрферри" Александр Курлянд объяснил это не только проявлением кризиса, но открытием паромной переправы между Варной и российским портом Кавказ, на которую "ушли" российские транзитные грузы, составлявшие значительную часть украинского паромного грузооборота. В последующие годы компания декларировала хоть и "робкий", но все же рост показателей — около 5% ежегодно. "Это скромные цифры, если вспомнить, что в начале 2000-х годов у нас ежегодный рост составлял 15–20%... В 2012 году мы ожидаем прирост в те же 5%, несмотря на то, что была серьезная реорганизация на железной дороге, связанная с тем, что вагоны общей перевозки передавались нескольким уполномоченным компаниям, менялся механизм выделения этих вагонов под перевозки — и это сказалось на объеме грузоперевозок. Вместе с тем мы рассчитываем завершить год с показателями, в целом по всем линиям, около 1,2 млн тонн грузов", — отметил Роман Моргенштерн.

За это же время россияне, имеющие такой "неперешибаемый" в этом случае козырь, как грузы, сделали значительный шаг вперед в развитии собственной паромной черноморской сети. Сегодня из порта Кавказ, специализирующемся на работе с железнодорожными и автомобильными паромными судами, берут свое начало несколько паромных линий: на Варну, Поти, Керчь (те же направления, по которым работает и украинский перевозчик), а также турецкий Зонгулдак. Через причалы порта, прежде всего, производится перевалка насыпных грузов (минеральных удобрений, концентратов различных руд, зерна), перегружаются контейнеры, лесные грузы, а также сжиженный газ и нефтепродукты. Его грузооборот в 2010 году превысил 10 млн тонн, в 2011-м — 8,26 млн тонн.

В стратегическом значении порта Кавказ, расположенного на границе Черного и Азовского морей и способного принимать как морские, так и речные суда, сомневаться не приходится. В октябре с.г. заместитель начальника управления инвестиций и программ развития "Росморречфлота" Алексей Володин заявил в ходе 3-й Международной конференции по развитию судоходства и портов "Транстек" в Санкт-Петербурге, что Кавказ в ближайшем будущем станет ключевым российским портом на Черном море.

Кроме того, российские представители работают уже и в Украине. Компания "АнРуссТранс" — оператор вышеупомянутых паромных линий из порта Кавказ — также осуществляет перевозки на автомобильно-пассажирском маршруте между Зонгулдаком и украинским Скадовском (открыт в феврале 2012 г.). Помимо этого, в черноморском бассейне работают ряд автомобильно-пассажирских маршрутов различных операторов "Новороссийск – Самсун" (открыт "АнРуссТрансом" в августе 2012 г.), "Новороссийск – Керчь", "Новороссийск – Бургас", "Сочи – Трабзон" и т.д., так что масштабы российской конкуренции становятся очевидными.

Но и это не все. С недавних пор активизировались турецкие коллеги, а кроме того, на черноморский рынок паромных перевозок стали проникать даже "варяги". Так, турецкая Cenkg эксплуатирует автомобильную линию (перевозка TIRов) "Евпатория-Зонгулдак", а с начала 2011 года их соотечественники из компании Medtrans открыли украинско-турецкое сообщение Black Sea Express между частным портом "Трансинвестсервис" в Малом Аджалыкском лимане (по соседству с "Южным") и терминалом Текирдаг, отправив в рейс паром вместимостью 66 TIRов. А с мая 2011 года финская компания Sea Lines открыла паромный маршрут между Ильичевском и портом Хайдарпаша, рассчитанный на турецкий экспорт в Россию и Казахстан. Правда, пока что линия не демонстрирует серьезных показателей: судно, рассчитанное на 130 грузовиков, не заполняется.

Конкуренция высока, и нужно понимать, что паромщики конкурируют не только между собой или на государственном уровне. Так, только паромных сервисов в черноморском бассейне насчитывается более 20-ти. А с ними "соперничают" контейнерные линии, также своей "остроты" добавляют суда "река — море", которые забирают некрупные партии грузов — 2–3 тыс. тонн. "У грузовладельца — весьма большой выбор по виду транспорта, маршруту транспортировки, выбору порта, через который он переваливает свой груз. Паромному сообщению приходится выдерживать достаточно жесткую конкуренцию", — говорит директор по вопросам развития и маркетинга компании "Укферри" Роман Моргенштерн.

Но при всем этом вопросы развития и расширения также стоят на повестке дня. Украина, понимая, что нельзя терять больше чем уже потеряно, строит новые принципы сотрудничества — согласно возникшим реалиям, т.е. с нынешним стратегическим партнером — Турцией. Как заявил министр транспорта Турецкой Республики Суат Хайри Ака, вскоре после вступления в действие уже упоминавшихся Правил организации прямого международного грузового железнодорожно-паромного сообщения должна начать работу паромная линия между Ильичевском и Самсуном. "Это будет способствовать выходу Украины на страны Востока, а нашему — на Балтийские регионы", — отметил министр. Перевозчиком на этой линии может выступить турецкая компания "UPM transportation" (официальный агент в Украине — фирма "Пласке").

Свои варианты расширения украинско-турецкого сотрудничества предлагала и "Укрферри", например продление до турецкого берега маршрута комбинированного грузового поезда "Викинг" (Клайпеда– Ильичевск), но пока реакции Киева на это нет.

В целом же понятно, что паромные перевозки на Черном море имеют свои перспективы развития — все-таки, несмотря на разнообразие видов транспорта, главным козырем паромщиков остается стабильная регулярность перевозок и высокая частота рейсов. Вопрос заключается в том, какую долю трансформируемого рынка сможет занять Украина. Это станет ясно в ближайшие несколько лет, учитывая, что многие железнодорожные и особенно автомобильные линии были открыты за последние год – полтора.