Два давних конкурента на авиационном рынке – компании "АэроСвит" и "Международные авиалинии Украины" (МАУ) – решили укрепить свою дружбу и значительно расширить масштабы сотрудничества. В период зимней навигации 2012-2013 предприятия увеличивают количество совместно эксплуатируемых линий. Так, "АэроСвит" получает возможность разместить свой код и продавать билеты на рейсы, где оперирующим перевозчиком выступит МАУ, в числе которых Берлин, Брюссель, Милан, Рим, Франкфурт, Мадрид, Барселона, Лиссабон, Лондон, Дубай, московский аэропорт "Домодедово", Алматы и Харьков. В свою очередь, МАУ сможет продавать билеты на перелеты сети "АэроСвита" из Киева в московские аэропорты "Шереметьево" и  "Внуково", Ростов-на-Дону,  Санкт-Петербург, Астану, Афины, Ларнаку и Ивано-Франковск.

Вместе лучше Компании объясняют дружественные шаги навстречу друг другу подготовкой к кризисному периоду, а также желанием увеличить транзитные пассажиропотоки через столичный аэропорт "Борисполь". "Как ведущий авиаперевозчик, мы осознаем свою социальную ответственность и рассчитываем, что реализация сотрудничества с украинским партнером, в том числе, позволит сделать авиационный транспорт более доступным для представителей всех слоев населения Украины и будет способствовать дальнейшему развитию рынка авиаперевозок в целом. Хочу подчеркнуть, что развитие аэропорта "Борисполь" как мощного транспортного узла-хаба возможно только при активном участии ведущих базовых авиаперевозчиков, какими являются МАУ и "АэроСвит". Для регионов Украины сотрудничество авиакомпаний позволяет предложить большее количество удобных стыковок через Киев в различные аэропорты мира, а в перспективе – открыть прямые международные рейсы", – заявил исполнительный вице-президент авиакомпании МАУ по стратегии и развитию Евгений Трескунов.

"Расширение сотрудничества – наш ответ на вызовы отраслевого кризиса, уже приведшего к стагнации европейского пассажирского трафика, и давшего основания IATA для пессимистических прогнозов на следующий год. Кризис подтолкнул многих перевозчиков в  Европе и Азии к консолидации ресурсов для укрепления рыночных позиций, и с этой тенденцией нельзя не считаться. Кроме этого, мы не можем игнорировать тревожный сигнал на внутреннем рынке – макроэкономические показатели Украины по итогам третьего квартала 2012 года. Они опосредованно свидетельствуют о снижении покупательской способности населения, что опасно сокращением спроса на прямые перевозки из Украины. В этих условиях "АэроСвит" и МАУ вынуждены совместно искать возможности для повышения эффективности перевозок и привлечения новых пассажирских потоков", – говорит первый заместитель генерального директора авиакомпании "АэроСвит" по коммерческой работе Антон Маттис.

География единого билета двух крупнейших перевозчиков заметно расширится

Компании также говорят о преимуществах такого рода сотрудничества для своих клиентов. Согласно пресс-релизу "АэроСвита", в результате, при пересадке в транзитном аэропорту пассажиру не нужно будет получать багаж и повторно проходить регистрацию на стыковочный рейс.

Конец конкуренции? Впрочем, так звучит официальная версия, а есть и другая, которую участники рынка пока не спешат обнородовать. По данным наших источников, заклятые друзья решили работать вместе в связи с изменениями в структуре акционеров "Международных авиалиний". Как известно, еще на этапе подготовки к приватизации МАУ большой интерес к покупке контрольного пакета проявляла группа "Приват", которая уже владеет "Днеправиа" и имеет долю в "АэроСвите". Несмотря на то, что по законодательству пакеты в ЗАО продавались только действующим акционерам, структуры группы требовали провести открытый конкурс, предлагая более высокую плату, чем в независимой оценке актива.

Но результаты продажи госпакета оказались предсказуемыми: их выкупили действующие акционеры, в числе которых к тому моменту уже был основатель "АэроСвита" Арон Майберг, уступивший свою долю в "АэроСвите" своему партнеру Григорию Гуртовому и структурам "Привата". Кроме того, как рассказывают некоторые участники рынка, среди совладельцев МАУ тогда оказались структуры, близкие к одному из высокопоставленных чиновников в отрасли.

В этот период компании начали войну на выживание на ряде маршрутов. Так, МАУ вышла на освоенный "АэроСвитом" с первых дней существования маршрут Киев–Тель-Авив. Конкурент ответил открытием рейса Киев–Лондон, эксклюзивное право на который принадлежало МАУ. При этом компания ссылалась на учредительные документы, которые позволяли ей единолично эксплуатировать направления, а ее оппонент апеллировал к отсутствию в законодательстве норм об эксклюзивных правах на маршрут.

Далее пошло обостренное соперничество за полеты в Донецк, Днепропетровск, Москву, Алматы, Астану и другие направления, которое порядком измотало заклятых друзей, затеявших жесткую ценовую борьбу за пассажира. Но в декабре 2011 года конкуренты неожиданно заключили соглашение о совместной эксплуатации тех самых спорных линий, объяснив это бессмысленностью продолжения войны. Однако о смене собственников не говорил никто.

Следует также отметить, что в то время МАУ сумели добиться определенной неприкосновенности со стороны поставщиков услуг, в частности, провайдеров аэронавигации и аэропортов. Хотя претензии к "АэроСвиту" звучали довольно часто и задолженность перевозчика вызывала громкие скандалы с "Борисполем" и "Украэрорухом".

Однако в текущем году подобные выпады стали делаться и в сторону МАУ. Вспомним хотя бы предупреждение аэропорта "Борисполь", который обещал приостановить обслуживание рейсов МАУ, если компания не погасит задолженность, которая, впрочем, оказалась, результатом неверных расчетов.

Изменилась и риторика властей: появилось больше критики в адрес украинских перевозчиков, а также проявление симпатии к "лоукостам" и даже обещание привлечь крупных бюджетников вроде Ryanair в Украину или реверансы в сторону Wizz Air. Словом, появились косвенные признаки того, что в структуре МАУ произошли существенные изменения. В то же время, по неофициальным данным, группа "Приват" завершила долгую и непростую сделку по приобретению контрольного пакета в уставном капитале МАУ.

Официального подтверждения никто из акционеров не предоставляет. Но дальнейшее расширение сотрудничества двух давних конкурентов все же может свидетельствовать о том, что данные о возможной смене собственников МАУ все же небеспочвенны.