После введения Россией утилизационного сбора на импортные автомобили 1 сентября украинские автопроизводители забили тревогу. Ведь ограничения практически лишают их конкурентного преимущества на основном экспортном рынке. С одной стороны, правительство стало вести активные переговоры с РФ об отмене этого барьера, с другой – готовить ответные меры. По данным Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), уже достигнута устная договоренность с МЭРТ России о взаимном неприменении сбора на протяжении полугода. Однако соглашение не закреплено документами, а потому наша страна продолжает работу над внедрением аналогичного налога на своей территории.

Битва за кусок пирога Во вторник, 20 ноября власти проявили небывалую заботу об автомобильном рынке и экологии. Шутка ли: в повестке дня заседания парламента оказались целых пять (!) законопроектов, касающихся утилизационного сбора. Причем два из них были подготовлены народными депутатами Ярославом Сухим (ПР) и Валерием Крайним (БЮТ), а еще три – Кабинетом министров. Примечательно, что первые были зарегистрированы еще  конце сентября, а потому успели пройти рассмотрение в профильных комитетах, которые на заседании рекомендовали принять эти документы. Оставшиеся три были зарегистрированы 19 ноября, а уже 20-го включены в повестку дня. Естественно, времени для изучения и анализа в комитетах было недостаточно, но правительство настойчиво просило Раду принять очень быстрое решение, которое помогло бы ему вести переговоры с Россией и защитить отечественных производителей. "Я хочу напомнить, что была просьба от правительства, поскольку нужно проводить переговоры с Российской Федерацией, чтобы мы определились и приняли решение, - заявил в ходе заседания спикер Верховной Рады Владимир Литвин.

Сбор повысит стоимость новой иномарки с двигателем от 1 до 2 л почти на 1 тыс. долларов, а подержанной - более чем на 5 тысяч.

В результате рассмотрение законопроектов вызвало довольно жесткую конкуренцию между представителями законодательной и исполнительной власти. Хотя, казалось бы, законопроекты во многом повторяли друг друга. Даже предложенный размер платы был практически идентичным. В качестве базовой ставки для легковых автомобилей и там, и там предлагалось взимать 5,5 тыс. грн. А для транспортных средств с количеством мест более 10, а также грузовиков – 38 тыс. грн. Коэффициенты, которые применяются в зависимости от объема двигателя, возраста и массы автомобиля, также совпадают. То есть ввоз новой машины с объемом двигателя от 1 до 2 л обойдется в 7,37 тыс. грн, а такой же, но в возрасте более трех лет – 45,43 тыс. грн. А импорт нового грузовика массой от 8 до 12 тонн обойдется дилерам в 50,92 тыс. грн, подержанного – в 262,58 тыс. грн.

Да и цель законопроектов одна и та же. "Принятие этих двух законопроектов – это адекватное решение проблемы с экспортом продукции украинского автомобилестроения, которая возникла вследствие введения Россией утилизационного сбора с транспортных средств. Российская Федерация, как известно, с целью усиления защиты собственного автомобильного производства во время вступления в ВТО ввела с 1 сентября 2012 года утилизационный сбор на импортные автомобили и автобусы, что значительно усложнило экспорт украинской автомобильной продукции на российский рынок. То есть речь идет о грубом нарушении паритетности в торговых отношениях между двумя странами, ведь российские транспортные средства так и ввозятся в Украину без импортной пошлины в пределах зоны свободной торговли СНГ",  – заявил один из авторов депутатских законопроектов Ярослав Сухой. В чем же причина противостояния?

А конкуренция возникла из-за того, что Кабинет министров предложил направлять полученные от взимания утилизационного сбора средства в государственный фонд охраны окружающей среды. "Средства в размере 70% поступлений от утилизационного сбора используются на заготовку и утилизацию отходов, которые образуются вследствие утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, через государственный фонд охраны окружающей среды", – сообщил заместитель министра экологии Дмитрий Мормуль.

В то же время парламентарии сомневаются, что при таком подходе деньги будут использоваться по назначению. "Что предлагает правительство? Деньги на спецфонд, на еще один фонд. И в конце концов как следствие все эти деньги идут в Госказначейство! Кто имеет отношение сейчас к бюджету, те прекрасно могут понять, что собой представляет ныне и будет представлять в дальнейшем казначейство, сможем ли мы иметь там эти деньги, чтобы утилизировать", – возмутился Сухой. Он также отметил, что автомобильный парк Украины на сегодня уже насчитывает 8 млн транспортных средств, из которых "сотни тысяч" нужно утилизировать уже в текущем году. В результате Рада приняла депутатские законопроекты за основу и намерена рассмотреть их во втором чтении 4 декабря.

Утилизационный бумеранг Ассоциация производителей "Укравтопром" пока не готова комментировать законопроект, обещая обнародовать свою позицию позже. Но напомним, что в сентябре Кабинет министров постановлением №843 попытался ответить на ограничения со стороны РФ, и этот документ вызвал критику со стороны "Укравтопрома". Ее участники отмечали, что постановление не вводит никаких налогов или сборов, а только устанавливает нечеткое требование к лицам, которые ввозят транспортные средства из России, обеспечить утилизацию транспортных средств после снятия их с эксплуатации или заключить договора с другими лицами на организацию такой утилизации. Автопроизводители настаивали на принятии отдельного закона, который бы четко регулировал взимание сбора.

Впрочем, далеко не все из них поддерживают инициативу депутатов и Кабмина. Так, глава наблюдательного совета группы АИС Василий Поляков направил главе государства Виктору Януковичу письмо, в котором указал, что законопроект ставит украинских производителей в неравные условия и создает отдельным компаниям значительные преференции. "Хотим отметить, что подготовленный Кабинетом министров Украины и поданный в Верховную Раду законопроект имеет ряд недоработок и самое главное – идеологически не является частью программы развития автомобильной отрасли, и по сути превращен в инструмент создания монопольной среды для работы двух украинских автомобильных компаний – "Укравто" и "Богдан". Согласно условиям законопроекта, именно эти две компании будут фактически освобождены от уплаты утилизационного сбора и получат таким образом преференции от государства", – отмечается в обращении. Если учесть, что законопроект Сухого также дает возможность предприятиям, выпускающим транспортные средства по циклу "сварка-окраска-сборка", взять на себя обязательства по утилизации и не платить сбор. А полный цикл обеспечивают только мощности "Богдана" и "Укравто".

Что же касается России, то, как утверждали ранее импортеры, введение утилизационного сбора для всей зарубежной автотехники может вызвать множество вопросов со стороны Всемирной организации торговли (ВТО), а также ответные санкции в отношении украинской продукции, которая поставляется на экспорт. Об этом заявляли и европейские чиновники, которые отмечали, что такие шаги ставят под сомнение возможность подписания Украиной соглашения с ЕС об ассоциации. То есть оружие, подготовленное против России, может серьезно навредить его же владельцу.

Участники рынка также напоминают, что такой шаг навредит, в первую очередь, потребителям. "При уплате предложенного налога за утилизацию при ввозе в Украину новых легковых автомобилей (от 4730 грн. за электромобиль до 30250 грн. за автомобиль с объемом двигателя 3500 см3) на соответствующую сумму повысится стоимость транспортных средств для простых украинских - покупателей новых авто. При средней стоимости нового седельного тягача в сумме 750 тыс. грн. украинскому перевозчику придется заплатить более 110 тыс. грн. налога за утилизацию во время его ввоза на таможенную территорию Украины. Это увеличит стоимость транспортного средства на 15%. При ввозе транспортного средства, которое использовалось, необходимо будет заплатить более 440 тыс. грн. экологического налога, что превышает стоимость самого автомобиля и лишено какой-либо логики", – говорится в пресс-релизе Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД).

В ассоциации также отмечают, что само по себе принятие закона никак не решает проблему утилизации автомобилей, так как это требует соответствующей государственной программы, а лишь закрывает рынок для иномарок. "В Украине необходимо создать новую производственную отрасль по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств. Учитывая, что создается новая отрасль, необходимо разработать комплексную национальную систему утилизации как автомобилей, так и продуктов сервиса, а так же изделий бытовой техники", – подчеркнули в ВААИД.