Заместитель генерального директора литовских железных дорог Стасис Гудвалис, выступая на Black Sea Container Summit 2012 в Одессе, негодовал. "Мы разгоняем контейнерные поезда до предельных скоростей, сшибаем по дороге все шлагбаумы, максимально быстро пытаемся добраться до украинских черноморских портов, после чего груз там простаивает по несколько дней, ожидая неизвестно чего. Проект "Викинг" в таких условиях нет смысла развивать", - объясняет литовский менеджер. Критику прибалтов понять можно, ведь в современных условиях именно время является одним из ключевых преимуществ позволяющих привлечь грузоотправителя и Украина пока, к сожалению, не является сильным звеном этого проекта.

Тем временем, пока литовцы еще окончательно не разочаровались в "Викинге", украинские чиновники решили активизироваться в его развитии. Недавно, в ходе рабочей встречи председателя Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ) Игоря Калетника с заместителем государственного секретаря Министерства таможни и торговли Турецкой Республики Зией Алтунялдизом вновь была проявлена инициатива о совмещения железнодорожно-паромного сообщения между Украиной и Турцией с работой "Викинга". Разумеется, турецкая сторона подтвердила свою огромную заинтересованность в этом проекте. В случае его реализации, при перевозке грузов удастся избежать дополнительной перевалки в портах, что значительно сократит сроки доставки и снизит транспортные расходы грузоотправителей. О перспективности проекта свидетельствуют объемы транзитных перевозок через морские порты Украины за восемь месяцев текущего года когда из Украины в Турцию было перевалено 4,7 млн тонн грузов.

Евразийский транзит Поезд комбинированного транспорта "Викинг" – совместный проект железных дорог Литвы, Беларуси и Украины, а также стивидорных компаний портов Клайпеды, Ильичевска и Одессы – начал регулярно курсировать в феврале 2003 года. Сейчас общая протяженность его маршрута, соединяющего сеть морских контейнерных и контрейлерных линий Балтийского региона с аналогичной системой Черного, Средиземного и Каспийского морей, составляет 1753км.

Поезд перевозит 20- и 40-футовые контейнеры, а также полуприцепы и автопоезда, которые поступают из стран Скандинавии и Западной Европы морским транспортом, а также – через паромную переправу "Клайпеда-Мукран (Германия)" в порт Клайпеды. В его состав входит 40 платформ с контейнерами общим весом до 6 тыс. тонн. Средний ежегодный объем транспортировки составляет 400 тыс. TEU. Из Клайпеды он следует через Вильнюс, Минск и Коростень-Киев к портам Ильичевска и Одессы.

В свою очередь Украину и Турцию, согласно сводной информации аналитиков Центра транспортных стратегий и  ИК Concorde Capital, связывают семь паромных линий, из которых пока лишь две являются железнодорожно-паромными – "Одесса-Стамбул" и "Ильичевск-Дериндже". Но стороны планируют вскоре ввести в действие еще одну – "Ильичевск-Самсун". (См. таблицу.)

"По нашим сведениям, в настоящее время на этих линиях работают пять железнодорожных паромов, из которых тремя оперирует ЧАО "Судоходная компания (СК) "Укрферри". При этом в данный момент железнодорожно-паромное сообщение осуществляется только на линии "Ильичевск-Дериндже", которую обслуживает также "Укрферри", – уточняет аналитик ИК Concorde Capital Роман Дмитренко.

В целом, сейчас в Украине на паромных перевозках и перевалке паромных грузов специализируются три оператора – ЧАО "Судоходная компания "Укрферри", ООО "Трансинвестсервис" (ТИС), а также "ТИС-Крым". Однако, как подчеркивают аналитики ЦТС, "Укрферри" хотя и занимает доминирующее положение на украинском рынке паромных перевозок, перевалку грузов в портах она не производит. В свою очередь ТИС начала осваивать этот вид бизнеса лишь в январе 2011 года и пока не работает с железнодорожными паромами. А потому – главным частным оператором рынка перевалки паромных грузов является компания "ТИС-Крым", доля которой в 2011 году достигла 34%.

Реакция на рост Следует отметить, что для турецкой экономики морской вид транспорта и, в частности, паромное сообщение с Украиной имеет стратегическое значение, поскольку, по данным ГТСУ, 90% общего объема экспорта и почти 80% – импорта поступает в эту страну через морские порты. При этом объемы перевозок, в том числе, между Турцией и Украиной, постоянно растут.

Так в январе-августе этого года общий объем украино-турецких перевозок превысил 12 млн. тонн, что на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, за это время через порты Украины из Турции и в Турцию было перемещено 13,2 тыс. единиц контейнеров, что составляет 4% от общего числа; 734 вагона – 34% от общего числа и 644 парома – 62% от общего числа.

Пока в структуре перевозок грузов из Украины в Турцию на долю экспортно-импортных операций приходится 62%, а на долю транзитных – 38%. При этом как тот, так и другой показатель быстро увеличиваются. За восемь месяцев текущего года объем товарооборота между странами достиг 3,6 млрд. долларов. А объемы транзитных перевозок составили 4,7 млн. тонн – в Турцию и 210 тыс. тонн – из Турции.

И, тем не менее, как считает руководство "Укрзализныци", на сегодня главные отечественные портовые мощности, рассчитанные на прием и обслуживание железнодорожных паромов, загружены крайне неудовлетворительно. "С одной стороны, два украинских порта – в Керчи и Ильичевске – пока работают лишь на 15-20% от собственного потенциала. А, с другой, Турция могла бы отправлять паромы в Украину не только из Дериндже, но и из Самсуна, и других портов", – подчеркивает начальник главного коммерческого управления "Укрзализныци" Юрий Меркулов.

А потому – учитывая большую динамику роста объема грузопотоков, недозагруженность имеющихся мощностей, а также перспективы многократного увеличения объемов грузов в случае появления дополнительных транспортных возможностей, украинские власти решили подстегнуть процесс дальнейшей реализации проекта продления маршрута "Викинга" до Турции. "Это будет способствовать более интенсивному развитию торгово-экономических отношений не только между Украиной и Турцией, но также между Турцией и странами Балтийско-Скандинавского региона", – отметил г-н Калетник.

Всесторонний эффект План по продлению маршрута "Викинга" до трех турецких портов – Стамбул, Самсун и Трабзон – возник еще в мае 2010 года. Тогда инициатива исходила от властей Беларуси. Однако, как и в нынешнем случае, заинтересованность в этом проекте выразили также представители бизнеса и крупных портовых операторов Турции. Ведь его реализация позволила бы охватить более широкий регион, а значит – привлечь дополнительные грузопотоки как из стран Западной Европы и Скандинавии, так и с Кавказа, Азии и Ближнего Востока. И тем самым, в частности, колоссально увеличить объемы транзита через все те страны, по территории которых проходит поезд.

Тем не менее, регулярно курсировать по территории Украины "Викинг" начал лишь в январе нынешнего года. А потому – до этого времени вопрос о привязке его к украино-турецкому паромному сообщению просто не мог быть поставлен. Кроме того, для этого необходимо было подготовить надлежащую нормативную базу.

Так, лишь в январе 2011 года Украина и Турция заключили соглашение об организации международного прямого грузового железнодорожно-паромного сообщения, а ратифицировано оно было только в июле того же года. Этим документом был урегулирован ряд ключевых моментов: порядок выполнения паромных рейсов между портами обеих стран, механизм согласования тарифной политики, условия подачи, эксплуатации и технического обслуживания грузовых вагонов и т.д.

Кроме того, в начале октября нынешнего года страны согласовали двусторонние правила транспортировки грузов железнодорожно-паромными линиями. Как сообщила пресс-служба "Укрзализныци", в соответствии с ними, теперь перевозка грузов будет осуществляться без их перевалки в портах с железнодорожного на морской транспорт, а также – без соответствующего переоформления документов. Что, разумеется, будет способствовать большей сохранности грузов, существенно сократит срок их доставки получателям и усилит правовые гарантии клиентам.

"В общем, суть совмещения поезда "Викинг" с украино-турецким железнодорожным паромным сообщением как раз и сводится к исключению промежуточных звеньев при перевозке грузов и оформлении документов, что значительно уменьшит транспортные затраты потребителей", – подчеркивает г-н Дмитренко. Так что, в первую очередь от реализации этого проекта выиграют именно они. А, во-вторых, как констатируют аналитики, не меньший эффект ожидает и самих перевозчиков – "Укрфэрри" и "ТИС-Крым". Ведь объем грузопотоков, несомненно, на порядок вырастет.

cargo