Аграрный холдинг "Нибулон" заявил об очередном масштабном проекте в транспортной отрасли. После формирования собственного флота и активного строительства речных перегрузочных комплексов руководство компании озаботилось глубинами в русле главной водной артерии Украины. По словам руководителя компании Алексея Вадатурского, начать работы на участке от Киева до Херсона протяженностью 750 км предполагается уже в августе текущего года, а завершить их - до конца периода речной навигации (в конце осени).

"В июле в Министерстве инфраструктуры соберется технический совет, который и примет решение о согласовании всех разрешительных документов для нашей компании для начала дноуглубительных работ в русле Днепра - от Херсона до Киева. Думаю, такое решение будет принято, и мы с августа приступим к указанным работам", - заявил Вадатурский. По словам руководителя "Нибулона" принципиальное решение руководства Министерства инфраструктуры по данному вопросу уже есть. "Мы с Борисом Колесниковым обсуждали все детали и даже планировали провести эти работы до начала Евро-2012, но не получилось. Теперь можно спокойно реализовать этот важный для будущего Днепра проект", - добавил глава компании.

Однако у Мининфраструктуры несколько иная точка зрения. По словам источника Центра транспортных стратегий в главном транспортном ведомстве, проект дноуглубления находится в стадии разработки, а потому говорить об окончательном решении пока преждевременно. Более того, после завершения подготовки, документу предстоит пройти согласование в других заинтересованных госструктурах, например, Министерстве экологии и природных ресурсов, а это, как известно, процесс не быстрый. "Поэтому работы удастся начать не раньше следующего года", -резюмировал собеседник ЦТС.

В государственном предприятии "Укрводпуть", которое занимается поддержанием внутренних водных путей и шлюзов, Центру транспортных стратегий сообщили, что на данном этапе пока что сделаны промеры глубин, которые к тому же содержат определенные противоречия. "К концу июля можно будет лишь приступить к разработке проекта", - сказал представитель предприятия.

Что же будет предусматривать сам проект? По словам руководства "Нибулона", планируется провести дноуглубительные работы на участке Киев-Херсон для увеличения осадки судов с 2,6 м до 3,6 м. Вот только данные "Укрводпути" свидетельствуют о другом. Участок Херсон-Днепропетровск никогда не представлял особой сложности для перевозчиков и позволял пропускать суда с осадкой 4 м. Более проблематичным считается направление Днепропетровск-Киев, где этот показатель колеблется в пределах 3,2-3,65 м, хотя и здесь компании "Укрречфлот" удавалось несколько раз доводить до Киева судно типа "река-море" с осадкой 3,75 м. 

Одним из самых сложных мест на этом направлении считаются Днепродзержинские ворота. "В районе Днепродзержинска находится каменная гряда - бывшие пороги, которые так и не были расчищены. Для того, чтобы судно прошло этот участок с осадкой 3,2 м, необходимо, когда не работает ГЭС, поднимать уровень воды на плотине по заказу судоходной компании", - говорят в "Укрводпути". 

И устранить данное препятствие не так-то просто, учитывая, что на берегу расположены несколько промышленных предприятий. Поэтому взрывать гряду нельзя. Для ее ликвидации без зарядов потребуется специальное оборудование, которое обещает доставить в Украину "Нибулон". Скорее всего, основные работы компании будут сосредоточены именно на таких "узких" местах, а на остальных участках, по всей вероятности, будет проводиться расчистка дна от ила, поскольку озвученная стоимость работ - 5 млн евро - слишком мала для серьезного дноуглубления 750 км реки. 

Менеджмент "Нибулона" уверен: ликвидация проблемных участков на Днепре путем проведения дноуглубительных работ будет способствовать развитию речных перевозок и удешевлению логистики в аграрном секторе. "Себестоимость доставки зерна из Берислава в Николаев на автотранспорте составляет 10 долл. за тонну, а водным путем - всего 3 долл. Увеличение грузоподъемности речных судов еще снизит стоимость перевозки зерна", - говорит Вадатурский.

Однако возникает еще одна проблема - сооружения, проходящие над водой. Ведь при перевозках по Днепру компании неизбежно придется схлестнуться с "Укрзализныцей", которая сегодня взимает с судовладельцев плату за подъем ферм железнодорожных мостов, тем самым увеличивая себестоимость рейса. Кроме того, высота отдельных переходов над водой не позволяет пропускать крупные речные суда грузоподъемностью 6 тыс. тонн. В свое время "Укрречфлоту", который проводил в Киев теплоход типа "Десна", пришлось набрать большое количество балластной воды и погрузить корму в воду, чтобы преодолеть проход под мостом в Черкассах.

Желание привлечь внимание к проблемам судоходства на внутренних водных путях вполне объяснимо: сейчас "Нибулон" занимается строительством речных перегрузочных комплексов на Днепре в Киевской области.