На всем протяжении границы с Румынией у Украины нет ни одного автомобильного перехода. До сих пор все автомобили следуют на погранпереходы в Черновицкой области и Молдове. Транспорт же от Одессы следует через пропускной пункт "Болград" и далее в Молдову, где на пути еще два КПП и 48 километров разбитой дороги.  Это значительно удлиняет маршрут, приводит к перерасходу горючего и потере времени на доставку грузов на Балканы из центральных и восточных областей Украины.

Решение о строительстве паромной переправы через Дунай Кабмин принял  еще  в марте 2004 года. Вдохновленные этим местные бизнесмены начали строить вдоль предполагаемой международной трассы кемпинги, закусочные, заправки и места отдыха. Но решение правительства осталось лишь на бумаге.

В ходе Дунайского инвестиционного форума, прошедшего в Одессе и Измаиле с 25 по 27 ноября, было заявлено, что паромную переправу через Дунай все-таки построят и уже  в 2012 году. Проект оценили в 9 миллионов евро. Как заверили участников форума, все подготовительные процедуры пройдены, соответствующие проектные документы готовы.

Место переправы Попытки наладить автомобильную паромную переправу предпринимались и раньше, еще до утверждения Кабмином Программы  и Указа Минэкономики № 1379 "Об утверждении Программы комплексного развития Украинского Придунавья на 2004 - 2011 годы". Впервые на уровне руководства Одесской области о приоритетности проекта переправы через Дунай в районе Орловка - Исакча было заявлено в 1998 году. Затем делались еще три попытки его реализовать. Но в итоге все блокировалось. В 2001 году Ренийский порт пытался организовать паромную линию на Тульчу, но переправа так и не заработала.

Паромная переправа сократит почти на 300 км пути

Первоначально планировалось открыть ее от украинского села Орловка до румынского Исакча. Этот проект был признан самым оптимальным в рамках структур еврорегиона "Нижний Дунай". Поселок Орловка находится на берегу Дуная примерно на полдороге между Измаилом и Рени на трассе Одесса - Бухарест. Расстояние через реку между Орловкой и Исакчей составляет 800 метров, то есть где ширина Дуная одна из наименьших, в то время как между Измаилом и Тульчей -   32 километра движения против течения. На первом участке переход между двумя берегами займет 15-20 минут.  От Измаила до Тульчи паром будет двигаться более трех часов, что увеличит затраты на перевозку минимум в десять раз. До Орловки уже есть неплохая дорога, которая строилась для военных целей. Она имеет асфальтовое покрытие и не пересекает населенные пункты. У берега имеются бетонные съезды, по-военному - створы, построенные когда то для въезда транспорта и тяжелой техники на понтонный мост, наводимый расположенным когда-то в Рени понтонно-мостовым полком.

Не исключено, что маршрут переправы был перекроен в чьих-то интересах. Это может быть связано с интересами народного депутата Юрия Крука. Еще до Дунайского форума он говорил о важности строительства переправы "Измаил-Тульча", напоминая, что Украина уже построила подъездную дорогу к месту будущей переправы. Еще в октябре 2006 года на выездном заседании парламентского комитета по транспорту и связи в Одессе о развитии международных транспортных коридоров в регионе Юрий Крук, тогда еще глава подкомитета по морскому транспорту заявил, что "объединенные транспортные коридоры должны завершаться переправой Измаил - Тульча". А в 2011 году Крук основной проблемой варианта Орловка - Исакча называет необходимость ремонта автодороги Одесса - Рени на сумму 2 миллиарда гривен. Хотя большая часть этой трассы одновременно является дорогой из Одессы в Измаил. И по ней и так идет большой поток автотранспорта.

Путь на Балканы По словам городского головы Измаила, для города переправа - это, прежде всего, новые рабочие места, - только на таможне будут работать около 200 человек.  Причальная зона  будет построена на бывшей территории судоремонтного завода. Этот участок находится в аренде на 49 лет. Следует также отметить, что румынская часть проекта - причальная зона и береговой комплекс со всей необходимой инфраструктурой уже построены и введены в эксплуатацию. При наличии паромной переправы можно сократить почти на 300 км пути и 5-6 часов на прохождение четырех погранпереходов. При сокращении расстояния и времени на процедуры контроля, суммарный выигрыш по времени составит 10-12 часов.

А что касается маршрута переправы, то для Одесской области будет выгодно создание и двух, и трех пунктов паромных переправ, поскольку одним паромом все возрастающий поток транспорта перевезти будет трудно. Паромное движение - это лишь форточка в Европу, через которую потянутся многие перевозчики. И ее надо будет расширять до окна, а потом и до ворот. Но это уже предусмотрели, поскольку есть планы на будущее. Первоначально на переправе будут работать 2 автопассажирских парома. Это позволит принимать на борт как легковой автотранспорт, так и автобусы, авто-контейнеровозы и трейлеры. Суммарный годовой объем перевозок ожидается порядка 22 тысяч грузовых автомобилей TIR, столько же  легковых автомобилей, 1800 автобусов, 80 тысяч пассажиров. По прогнозам ежегодная выручка будет составлять 5,3 млн. евро.

Потом, когда окупится первый этап строительства, примерно через  пять лет начнется второй этап, в ходе которого планируется расширение территорий и увеличение мощностей паромного комплекса. Он оценивается в 21 млн евро. Затем наступит третий этап, на котором запланировано строительство 4-полосного автомобильного моста морского типа через Дунай на участке Измаил - Тульча. Дорога станет продолжением строительства автобана на участке Одесса - Измаил, с выходом автобана от Тульчи до Констанцы. Так что бой идет не только за переправу через Дунай, это еще и владение отрезком границы с таможнями, сервисом и прочими доходными местами.