Торжество лоббистов закона о морских портах оказалось преждевременным: президент Виктор Янукович ветировал документ, не согласившись с его ключевыми положениями. Резолюция главы государства "отклонить" обозначает, что вето наложено не на отдельные статьи закона, при условии доработки которых он все-таки может вступить в силу, а на весь документ в целом. "Закон вызывает ряд замечаний, в том числе концептуального характера, содержит положения, которые не согласовываются с другими базовыми законодательными актами, что может привести к многочисленным правовым коллизиям, стать причиной пробелов в правовом регулировании", - так объяснил президент свое решение в выводах к закону "О морских портах".

В целом замечания президента, уместившиеся в страницу печатного текста, на первый взгляд не содержат каких-либо весомых и нерешаемых доводов в пользу того, чтобы отказаться от закона как такового. Например, рецензенты указали на неточность определения водопользования акваторией, некорректность использования механизма определения границ акватории путем указания ее координат, высказали обеспокоенность по поводу того, что госорганам придется платить за аренду помещений под размещение объектов пунктов пропуска. Все эти замечания авторы закона называют если не надуманными, то несущественными, таковыми, которые легко устраняются путем внесения в законопроект незначительных изменений. Очевидно, суть претензий частично упрятана почти в самом конце выводов президента, где говорится о том, что "предложенная законом концепция приватизации не является взвешенной". Глава государства выразил обеспокоенность по поводу того, что реорганизация портовых предприятий, предусмотренная законом, может привести к утрате государством объектов портовой инфраструктуры.

Контрудар экологов Но даже приватизацию, упоминание о которой в отношении морских портов впервые появилось именно в этом законе, участники отрасли не считают главной причиной того, что долгожданный документ потерпел фиаско почти на самой финишной прямой. "Понятно, что все снова переигралось в интересах каких-то больших людей, этот закон никогда не шел снизу. Все решает пара влиятельных личностей, которым он в какое-то время становится нужным или не нужным, а вся остальная отрасль только наблюдает", - говорит один из участников рынка. По его мнению, заинтересованной в отмене закона стороной могло стать Минэкологии, а влиятельным человеком, давшим обратный хода закону о морпортах - глава этого ведомства, депутат от ПР Николай Злочевский. Дело в том, что деятельность экологов уже давно стал притчей во языцех в регионе южных портов. Под предлогом проведения анализа балластных вод представители Минэкологии могли на неопределенное время задержать судно с грузом в акватории, что вгоняло грузовладельцев в миллионные убытки из-за простоя и вынуждало находить пути того, как задобрить азартных экологов. В то же время эксперты отмечают, что задержка судна для анализа балластных вод противоречит международным конвенциям в области морского права, подписанным Украиной. Закон о морпортах урегулировал этот момент, что должно было лишить защитников окружающей среды оснований для их деятельности.

Борис Колесников уже заявил, что Мининфраструктуры работает над новой редакцией законопроекта

Стоит напомнить, что Закон о морских портах был принят парламентом 3 ноября, "за" проголосовало 266 народных депутатов. Среди участников портовой отрасли, бизнеса и экспертов это событие получило преимущественно позитивные отклики. Главным образом - благодаря тому, что появление этого нормативного акта должно было в первую очередь легитимизировать статус-кво всего действующего частного сектора в отрасли, представители которого постоянно чувствовали себя в подвешенном состоянии. Закона ждали уже много лет, его отсутствие называли главным тормозом для прихода инвестиций в морские порты.

В поисках компромисса Для преодоления вето президента при повторном голосовании в Верховной Раде законопроект должен набрать не менее 300 голосов, что, по мнению парламентариев, невозможно. "В сравнении с прошлым голосованием не хватает 34 голосов, все это голоса оппозиционных фракций. А вы видите, как они себя сейчас ведут? Заставить их поддержать документ, выдвинутый властью, нет никакой возможности", - говорит один из нардепов от Партии Регионов. Соглашается с коллегой и Геннадий Задырко из группы "Реформи заради майбутнього", который также уверен, что голосовать за закон больше не будут и "регионалы". "Вы думаете, депутаты пойдут против воли президента? Не при нынешней системе власти", - говорит он.

Мнения участников отрасли о возможном дальнейшем ходе развития событий расходятся. Вот наиболее прогнозируемый вариант, который вытекает из сложившихся традиций и действующего законодательства: после того, как парламент провалит голосование по преодолению вето президента, Мининфраструктуры подаст в Раду новую редакцию законопроекта о морских портах. То есть важнейший для отрасли документ должен будет отправиться на второй круг, пройдя снова этапы голосования в первом и втором чтении, а о его содержании сегодня приходится лишь догадываться. Есть и второй вариант, не вполне традиционный, но совсем не удивительный для украинских реалий. Как говорят на условиях анонимности некоторые депутаты, сейчас проходят активные переговоры между президентом, Кабмином, лоббистами и противниками закона о портах. Если эти переговоры завершатся успешно - вполне возможно, что глава государства объявит о решении отозвать свои выводы в связи с проведенными консультациями с заинтересованными сторонами. Тогда "вето" будет переформулировано и отнесено лишь к отдельным статьям законопроекта, после чего он сможет быть оперативно принят после внесения соответствующих корректировок.

Вместе с тем заинтересованные в принятии закона стороны готовятся к худшему: вице-премьер, министр инфраструктуры Борис Колесников уже заявил, что Мининфраструктуры работает над новой редакцией законопроекта и подаст его в парламент не позднее, чем через 30 дней. Новая версия будет учитывать все замечания, полученные от Минэкологии, Министерства юстиции и других ведомств.

Представители портовой отрасли надеются, что закон не только будет принят в ближайшее время, но и сохранит свою суть, предполагающую основательную либерализацию портовой и стивидорной деятельности. "В конце концов, принятие этого закона предусмотрено программой реформ президента, для следования ее графику он должен быть внесен в парламент не позднее мая следующего года", - говорит начальник Одесского МТП Юрий Васьков. Главное, по его словам, - это чтобы документ дал возможность развиваться частному капиталу в отрасли, для чего в условиях действующего законодательства совершенно отсутствует правовое поле. Юрий Васьков не исключает, что в качестве альтернативы приватизации, упоминание о которой не понравилось президенту, может быть предложен механизм концессии. В данный момент в Украине хоть и есть закон о концессии, но в портовой отрасли его применение невозможно. Во-первых, из-за того, что постановлением Кабмина еще должен быть утвержден перечень портовых объектов, разрешенных для концессии. Во-вторых, существует ряд законодательных нюансов и несогласованностей действующих нормативных актов с законодательством о концессии, в частности, ряд постановлений Кабмина, принятых после 2007 года, делающих процесс инвестирования в отрасль сложным и зарегулированным. Существующая редакция закона о морпортах эти противоречия устраняла, решит ли этот вопрос следующая - пока неизвестно.