Каким вы представляли себе Железного Человека? Безусловно, таким, как его показал в своем легендарном фильме режиссер Джон Фавро. Но воплощение Тони Старка живет и по эту сторону экрана – это реальный прототип киногероя, инженер, изобретатель и миллиардер Элон Маск. В его 42 года у него за плечами – четыре проекта в области высоких технологий, каждый из которых принес не менее 1 млрд долл., почетное место в списке миллиардеров Forbes, два развода и пять сыновей, активная светская жизнь и, конечно же, множество новых идей, от которых захватывает дух. На выручку от продажи свого первого старт-апа - глобальной системы онлайн платежей PayPal Маск  реализовал уже как минимум три замысла, которые поначалу больше напоминали сюжеты фантастических рассказов. Теперь на Уолл-Стрит знают: если Маск делает ставку на какую-то технологию – у нее есть все шансы на успех. Именно это позволяет компаниям, к которым приложил свою руку инженер из Кремниевой долины, увеличивать капитализацию даже быстрее, чем зарабатывать реальные деньги.

Смотрите фотогалерею Основатель PayPal представил проект сверхзвукового транспорта

ТЭО проекта смотрите в разделе Аналитика

Петля на 6 миллиардов Проект новой транспортной системы Hyperloop, которая позволит перевозить пассажиров в алюминиевых капсулах по трубам с разреженным воздухом со скоростью 1200 км/час, кажется сном безумца. Но только если не знать, что автором идеи является один из «свежих» миллиардеров списка Forbes Элон Маск.

В начале августа проект Hyperloop, который обсуждался уже несколько лет, обрел вполне конкретные очертания – в виде подробной презентации с детальным описанием всех технических решений на 57 страницах. Это дало новый виток для споров инженеров, физиков и экономистов насчет того, насколько реальным и целесообразным может быть создание эдакого гибрида сверхзвукового самолета, рельсотрона и аэрохоккея, как описал свою выдумку сам изобретатель. Предполагается, что сверхскоростная транспортная система будет представлять собой тоннель с сильно разреженным воздухом, по которому перемещаются алюминиевые капсулы с пассажирами. Каждая капсула должна иметь турбину на носу, которая благодаря перекачиванию разреженного воздуха позволит приподнять ее над дном трубы по принципу воздушной подушки и разогнать до 1200 км/час.

Благодаря такой скорости время путешествия между Лос-Анжелесом и Сан-Франциско, расположенными на расстоянии более 500 км друг от друга, сократится примерно до получаса. Сейчас минимальное время преодоления этого отрезка сухопутным путем – около 3 часов. «При этом пассажир должен переживать ощущения, более близкие к полету на сверхзвуковом самолете типа Concord, чем при поездке на поезде вроде Amtrak. Hyperloop сконструирован ближе к воздушному судну – поезда слишком тяжелы в сравнении с ним», - говорит изобретатель.

Маск осознает все недостатки проекта, один из которых – его высокая стоимость (6 млрд долл.) на фоне неясных перспектив окупаемости. Наилучшим образом Hyperloop подходит для путешествия между городами, расположенными на расстоянии менее 1 тыс миль (около 1,5 тыс км – Авт. ) друг от друга, говорит изобретатель. «Я понимаю, что есть определенная точка, в которой перелет на самолете будет дешевле и займет меньше времени. Технически путешествие на сверхзвуковых скоростях, скажем, между Нью-Йорком и Лос-Анжелесом также будет возможно, но тут необходимо учитывать экономику», - объясняет Маск.

В начале августа проект Hyperloop, который обсуждался уже несколько лет, обрел вполне конкретные очертания – в виде подробной презентации с детальным описанием всех технических решений на 57 страницах.

Почему стоит верить в эту сказку? Действительно, редко случается так, что большие амбиции и мечты молодости трансформируются в реальность, причем за каких-то несколько лет. История Элона Маска – это новела о рождении и реализации идеи, страсти и успехе, щедро приправленных большой порцией предпринимательского таланта.

Капитал из интернета Точкой отсчета миллионов Маска стала компания PayPal – самая известная электронная платежная система современности. А начиналось все на съемной квартире в столице Кремниевой долины Пало-Альто в Калифорнии, где 23-летний выходец из Южной Африки, забросив учебу в Стэнфорде, вместе со своим братом Кимбалом основал поставщика программного обеспечения по публикации он-лайн контента новостным организациям – компанию Zip2. Деньги, вырученные через 4 года от продажи этого старт-апа американской корпорации по производству ПК Compaq (307 млн долл. наличными и 34 млн долл. в виде опциона на покупку акций) Маск потратил не только на покупку элитного спорткара и  личный самолет, но и на создание «родителя» PayPal – компанию по электронным платежам X.com. Реорганизовавшись позже после слияния с конкурентами, X.com и превратилась в революционную для своего времени PayPal.

Чутье не подвело бизнесмена: за технологией онлайн платежей просматривалось будущее. Когда через пару лет PayPal была выкуплена на аукционе e-bay за 1,5 млрд долл., доля Маска составила 180 млн. Неплохая сумма  для реализации смелых идей – особенно для того, у кого они есть. У Маска их было в избытке, но сосредоточиться он решил на вещах, которые, по его собственным словам, являются главными величайшими вызовами и одновременно возможностями человечества  - интернете, «чистой»  энергии и космосе.

Таким образом, Элон Маск сделал большие ставки на три рискованных отрасли. Электромобили, солнечная энергия и космические ракеты – сектора, пострадавшие в то или иное время от сильных потрясений. Чего стоили только проблемы с неудачным EV1 и непродаваемым ChevyVolt (оба – разработки корпорации GeneralMotors, электромобиль и гибрид соответственно), скандал вокруг банкротства производителя солнечных панелей Solyndra и сокращение «космических» бюджетов NASA.

1441965-hyperloop-wizualizacja-wnetrza

Тем не менее, Маску каким-то образом удалось добиться процветания в отраслях, где по умолчанию ожидаются неудачи. В 2012 году он дебютировал в списке миллиардеров Forbes с доходом свыше 2 млрд долл, причем всего годом ранее его состояние оценивалось лишь в 680 млн. Новоиспеченный миллиардер заявил в интервью Forbes, что все, что он делает – это совсем не ради денег: для того, чтобы сколотить капитал, есть гораздо более верные способы. 

Чистая прибыль на чистых авто В 2003 году, когда была основана Tesla Motors, казалось, что ставка на электромобили  как коммерческий проект обречена на сокрушительную неудачу. Одну такую уже пережил до этого гигант американского автопрома GeneralMotors. Программа выпуска  его модели электромобиля EV1, которая оказалась провальной, закончилась физическим уничтожением всех произведенных экземпляров.

Маск не пытался создать дешевое авто для массового сегмента и начал сразу с электро-спорткара Roadster стоимостью 110 тыс долл. Roadster  стал первым в мире спортивным электромобилем. На автомобиле Tesla Roadster Маск ездит и сам – этим авто цвета бургундского вина он заменил свои прежние AudiQ7 и Porsche 911. Кстати, Tesla поставляет свои системы силовых агрегатов многим ведущим мировым производителям автомобилей, среди которых - Mercedes и Toyota.

В создание TeslaMotors инженер вложил 70 млн долл. собственных средств, еще около 30 млн внесли «родители» Google Ларри Пейдж и Сергей Брин. Следующим этапами реализации плана по продвижению «чистых» автомобилей стал выпуск седана Model S (цена около 50 тыс долл.) и внедорожника Model Х. Известный под кодовым именем «крыло сокола», Model Х рекламируется как идеальный симбиоз минивэна (практичность), Audi Q7 (стиль), и Porsche 911 (производительность).

Насчет второй модели электромобиля Маска уже можно сказать, что она оказалась более чем успешной – до конца этого года будет реализовано 20 тыс авто Model S. Объявление о планах по выпуску электрокроссоверов в прошлом году спровоцировало существенный рост стоимости акций TeslaMotors. Изначально предполагалось, что серийное производство будет запущено уже в 2013, но в этом году компания отложила запуск проекта на 2014-ый, объяснив отсрочку необходимостью досрочной выплаты государственного кредита в 465 млн долл.

Кстати, TeslaMotors стала первой автомобильной компанией, проведшей успешное IPO за последние 50 лет (перед этим последний раз в 1956 на биржу вышел Ford). В 2010 году в ходе публичного размещения было привлечено 225 млн долл., акции разлетелись в первый же день по верхней планке заявленного диапазона в 17 долл. за акцию. Примечательно, что даже после того, как Tesla стала публичной, ей так и не удалось выйти на прибыльность. Убытки в 2011 году составили 254 млн долл. На прошлой неделе, правда, появилась информация, что компания готовится сообщить о первой за 10 лет квартальной прибыли. Не смотря ни на что, инвесторы оценивают капитализацию компании сейчас примерно в 13 млрд долл.

Энергии солнца и космоса Почти аналогична и ситуация с SolarCity. Ничего похожего на эту компанию в США больше нет: она не производит солнечные батареи, как другие, а выполняет консолидирующие функции по формированию полноценных систем энергетического обеспечения зданий с помощью солнечных батарей. Маск вложил в проект 10 млн собственных средств и получил четверть компании, ее же основателем и руководителем является брат миллиардера Линдон Рив.  Стоит сказать, что, в отличие от электромобилей, поставка альтернативной энергии в США – очень высококонкурентный бизнес. Но SolarCity нашла в нем свою нишу и сегодня растет быстрее, чем любая другая компания на этом рынке. Проведенное в прошлом году IPO компании показало ее капитализацию на уровне 3 млрд долл. – поразительная цифра, учитывая, что она в 7 раз превышает объем выручки компании при отсутствии прибыли. Видимо, значительная доля этой суммы приходится на кредит доверия, которое оказывают успешному Маску инвесторы.

Третьей «миллиардной» компанией  из числа тех, которые Маск поднимал за счет средств от продажи PayPаl, стала космическая SpaceX. Ее история еще более феерическая, чем прежние: подсчитав себестоимость космических запусков в США и России, Маск пришел к выводу, что бюджеты космических программ невероятно завышены. У него получалось, что  стоимость всех составляющих, необходимых для пуска ракеты, не превышает 2% от тех сумм, которые тратятся. Неповоротливость и неэффективность госкорпораций – вот тому причина, решил Маск, и стал сам собирать космические ракеты. Его идея фикс – создать ракето-носитель с возможностью многоразового запуска. До сих пор использовались лишь одноразовые ракеты, что, по мнению бизнесмена, увеличивало стоимость программ в разы.

Маск вложил в SpaceX  свыше 100 млн долл. После ряда неудач в 2008 году компания выиграла наконец тендер NASA на 1,6 млрд долл. по запуску 12 рейсов их ракеты Falcon 9 и космического корабля «Дракон» на международную космическую станцию. Этот контракт пришел на замену отслужившей свое программе SpaceShuttle.  На данный момент компания уже заполучила контракты от правительства и коммерческих предприятий на примерно 40 ракетных запусков до 2017 года. 

Всякий раз кажется, что каждый последующий шаг изобретателя – еще более дерзкий, чем предыдущий. Проект Hyperloop обойдется ему дороже, чем все три прежние стартапа вместе взятые. Причем вкладывать в Hyperloop он собирается собственные средства, хоть и надеется, что другие инвесторы также заинтересуются изобретением. «Я всегда вкладываю собственные деньги в компании, которые создаю. Не верю в те вещи, которые делаются за деньги других людей и не думаю, что правильно просить людей инвестировать в то, во что я не готов инвестировать сам», - констатирует бизнесмен.

Зная Маска, можно утверждать, что для молодого бизнесмена все прежние достижения – лишь начало. Сегодня его главной нереализованной  мечтой является организация экспедиции на Марс. Не так давно на конференции в Сан-Франциско «железный человек» излагал присутствующим свое видение возможностей жизни на других планетах и того, как до них можно добраться. Учитывая послужной список этого амбициозного изобретателя и то, насколько успешными были его рискованные ставки до сих пор – кто знает, не исключено, что он вполне способен организовать и это. 

По материалам Forbes, перевод Екатерины Гребеник